21.10.2009 23:45
    Поделиться

    Майкоп уродует безграмотная уличная реклама

    Чтобы изучить языковой облик Майкопа, студенты Адыгейского госуниверситета вышли на его улицы с фотоаппаратами.

    Охота за ошибками

    Разбив город по секторам, 36 молодых людей устроили необычную фотоохоту. За две недели в объективы камер попали десятки ошибок и нелепостей в объявлениях, вывесках, названиях киосков и магазинов. Например, у одного ларька в самом центре столицы республики рядом располагались две вывески: на одной выведено "сэндвичи", а на другой - "сендвичи". А если бы владельцы торговой точки удосужились заглянуть в словарь, узнали бы, что тот вообще рекомендует писать "сандвичи".

    - Многие действуют по принципу - как слышится, так и пишется, - говорит студентка третьего курса филологического факультета Анастасия Баромыченко. - Вот мы и хотели понять, насколько образован город. И поняли: многим из нас надо заглядывать в словарь, даже если пишешь признание в любви или просишь прощения. Ведь некоторые даже слово "извини" пишут через "е". Такое "извЕни" я нашла на Шовгеновском мосту. Орфографических ошибок много на стенах зданий, лавочках, особенно там, где любят собираться подростки. Эта практика оказалась познавательной и для нас, так как частенько приходилось заглядывать в словарь. Иногда думали, что слово написано неправильно, но оказывалось, все верно.

    Языковые "открытия" ждали повсюду. То и дело на глаза попадались наименования товаров на рынках, которым нельзя было не улыбнуться. Но попробовать на вкус огурцы "сестрица Аленушка" и "конек­горбунок" почему-то не хотелось, да и сходить в парикмахерскую "Спартак", чтобы сделать модельную стрижку, девушки побоялись. Зато у ребят возник вопрос, какой оберег можно купить в продуктовом магазине "Талисман": цепочку из сосисок или баночку кабачковой икры?

    - Язык современного города находится в ужасном состоянии, пора что-то предпринимать, - считает студент третьего курса филфака АГУ Иван Семенченко. - Но каждый человек должен начинать с себя, необходимо обращать внимание на то, как говоришь и пишешь. Встречались смысловые ошибки, но все-таки больше орфографических. Особенно в объявлениях на остановках.

    Очумелые буквы

    Под языком города подразумеваются бесчисленные объявления, указатели, призывы, инструкции, плакаты, в которых отражается образ жизни, культура, менталитет, национальный характер городских жителей. Чего стоит только объявление на остановке, в котором клиентам предлагают "всегда трезвых грузчиков". Для преподавателей организация подобной студенческой практики дает возможность, с одной стороны, получить исследовательский материал, а с другой - сделать своих подопечных внимательными к окружающему их миру слов.

    Специалисты советуют обратить внимание: в последнее время преобразились вывески. И связано это с новыми тенденциями в жизни общества, с усилением личностного начала, динамизмом, ослаблением официальности, стремлением к языковой игре. Но хорошо это лишь тогда, когда не переходит во вседозволенность. Еще одним образцом пренебрежения правилами языка стали стихийные надписи на стенах с отсутствием запятых, орфографическими ошибками, стилистическими нарушениями. Например, на общежитии вуза огромными буквами парень признался своей милой в любви, исказив имя: "ВерунЬчик, я тебя обожаю!" Правда, по мнению филологов, это типичная ошибка: "н" при произношении смягчается под влиянием "ч", но сочетание "нч" пишется без мягкого знака.

    Еще одна проблема, на которую обращают внимание ученые, - уж слишком часто в названиях ларьков и магазинов стали мелькать имена владельцев или их родственников. Только на одной улице Пролетарской, взглянув на вывески торговых точек, можно узнать самые популярные сегодня имена - это "Мурат", "Руслан", "Джамбулат". По мнению филологов, улица становится чересчур очеловеченной, обрушивая на прохожих водопад родственников и порой попросту их дезориентируя. Да и приятно ли носителям этих имен быть растиражированными на вывесках?

    Кстати, у преподавателей университета есть конкретные предложения, как изменить ситуацию. Одно из них - проводить конкурсы на лучшее название новой улицы, магазина, аптеки и обсуждать всем миром варианты, поощряя победителей.

    Комментарий

    Роза Намитокова, профессор, заведующая кафедрой русского языка Адыгейского госуниверситета:

    - Злоупотребление иностранной лексикой, принявшее размеры бедствия, замена кириллических букв латиницей ведет к так называемой варваризации языка и снижению престижности родной речи. Например, названия магазинов часто пишут на иностранных языках, причем неизвестно на каких.

    Владельцы одной из парикмахерских решили дать своему заведению название, написав иностранными буквами "Exclusiv". Но именно так это слово не пишется ни по-английски, ни по-французски, ни по-испански, ни по-немецки. Есть закон о русском языке, по которому подобные надписи должны быть на языках, которые функционируют у нас. Сейчас хозяева парикмахерской сменили вывеску, на которой теперь по-русски написано "Эксклюзив".

    Еще одна проблема - использование слов, которые непопулярны в народе и неясны ему. На одной из наших центральных улиц есть магазин "Яппи" (так называется движение продвинутой молодежи, ведущей активный деловой образ жизни, ставящей целью карьеру). Но люди не знают этого слова.

    Непонятные слова можно и нужно объяснять, чтобы окружающие понимали, о чем речь. Считаю, люди должны знать все слова, с которыми встречаются. Как-то в ресторане "Астория" поинтересовались значением этого слова, и выяснилось, что и там никто не знает. Мы нашли его историю и предложили свою версию владельцу - он с удовольствием принял, и теперь в меню есть страничка, где она рассказывается.

    Между тем создается впечатление, что проблема грамотного оформления вывесок никого не волнует: ни городские власти, дающие разрешение на названия новых салонов, баров, кафе, ни посетителей, ни владельцев этих заведений. Мое предложение такое: до оформления вывески предпринимателям необходимы профессиональные рекомендации. При наименовании следует получать справку от экспертов  лингвистов, которая должна быть востребована архитектурно-планировочным управлением.

    Поделиться