Новости

22.10.2009 00:54
Рубрика: Власть

Встреча на "зебре"

В Липецке взялись воспитывать пешеходов и водителей

От гостей Липецка нередко приходится слышать: "Как же здесь удалось воспитать таких дисциплинированных водителей и послушных пешеходов?"

Не менее удивительно для приезжих, что только в этом году на пешеходов за переход дороги в неположенных местах выписано штрафов более чем на миллион рублей. Чтобы узнать, как госавтоинспекторы воспитывают и тех, и других, корреспондент "РГ" сама отправилась нести дорожно-патрульную службу.

Штрафной удар

- Нарушаете? Сейчас отправлю вас штраф платить, - с такими словами встретил меня старший инспектор ДПС Виктор Илюшин, видя, что я направляюсь к нему прямо по проезжей части (правда, убедившись, что рядом нет мчащихся машин). Но, узнав, что "рисковать" приходится ради журналистского эксперимента, сменил гнев на милость. Вместе с Виктором Илюшиным мы сели в патрульный автомобиль и отправились выявлять нарушителей.

За полтора часа нами было остановлено семь пешеходов, перешедших дорогу в неположенном месте. Еще троих не стали догонять. Юрий Михайлович, переходивший дорогу с пожилой матерью, объяснили нарушение тем, что не знали, где нужно улицу переходить, Анжела Валерьевна - плохим настроением, Владимир, который, будучи водителем, сам на чем свет стоит ругает недисциплинированных пешеходов, тем, что очень спешил, сестры Галина Михайловна и Татьяна Михайловна поленились с тяжелыми сумками пройти лишние сто метров до "зебры", высокопоставленный чиновник из областной администрации, узнав почему его попросили предъявить документы, объяснять ничего не стал, а лишь махнул рукой и отправился дальше. В связи с тяжелыми экономическими временами мы решили пешеходов не штрафовать, а ограничиться профилактическим рейдом. А вообще, за данное нарушение с начала года липецкими автоинспекторами было привлечено к административной ответственности 12 916 пешеходов.

По словам сотрудников ГИБДД, то, что у отдельных пешеходов отсутствуют документы, - не проблема. В таких случаях личность устанавливается через информационную базу адресного бюро, доступ к которой есть у каждого наряда ДПС. Кто-то, правда, может назваться другой фамилией, но это достаточно легко проверить - не совпадет год рождения либо еще какие сведения. После того как все данные установлены, сотрудник ДПС перепроверяет их в дежурной части и составляет административный материал в отношении правонарушителя. В присутствии пешехода выносится либо штраф от 100 до 200 рублей, либо предупреждение. Для водителей, не пропустивших пешеходов, штраф больше - от 800 до 1000 рублей.

Приз за послушание

Активную работу по направлению "пешеход - водитель" в Липецке ведут более семи лет. Тогда даже организовали специальную акцию - "Лотерея вежливости". Суть ее заключалась в том, что инспекторы ДПС наоборот останавливали липчан, соблюдающих правила дорожного движения. И вручали им лотерейные билеты.

- Мы специально отбирали самых "вежливых" участников дорожного движения, - рассказывает старший инспектор УГИБДД УВД по Липецкой области Владимир Парахин. - Например, тех, кто даже при отсутствии транспорта стоит и дожидается зеленый свет. За одну акцию нами вручалось тысяча-две билетов. Затем разыгрывались призы - микроволновки, утюги… Одной из победительниц стала подданная Италии. "У нас такого нет, чтобы за законопослушное поведение поощряли кого-то", - удивлялась она.

- Мы ежедневно нацеливаем инспекторский состав, чтобы основное внимание обращали именно на водителей и пешеходов, - рассказал "РГ" командир отдельного батальона ДПС УГИБДД УВД по Липецкой области Владимир Мордовкин. - Например, вчера по Липецку за пешеходами было зафиксировано 85 нарушений. 46 административных материалов было составлено в отношении водителей, не предоставивших пешеходам преимущества на нерегулируемых переходах, всего с начала года за это наказано почти 20 тысяч человек. В прошлом году этот показатель был выше, но мы связываем это с ужесточением штрафов - 100-300 рублей не так бьют по карману, как тысяча - стали меньше рисковать.

К барьеру

По словам Владимира Мордовкина, безопасности пешеходов не в меньшей степени, чем работа инспекторов, способствует организация дорожного движения в Липецке. Как пример приводит Проспект Победы - некогда самую напряженную магистраль в Липецке и по транспортному потоку, и по аварийности. Сегодня она список лидеров покинула. В ГИБДД объясняют это не только тем, что здесь выставляются дополнительные наряды ДПС, но и состоянием автодорожной сети - разметкой, оборудованными пешеходными переходами, а там, где их нет, - барьерными ограждениями.

- В этом году в Липецке оборудовали пешеходными переходами улицы Неделина, 50 лет НЛМК, - рассказывает он. - Установили "лежачие полицейские". Хотя некоторые и критикуют их, мол, на оживленных магистралях они способны создавать заторы. Но где установлены "лежачие полицейские", практически нет дорожных происшествий с участием пешеходов. Водитель видит препятствие - снижает скорость. Так же, как и пешеход там, где установлено барьерное ограждение, на дорогу не пойдет. При этом не нужно на эти участки привлекать инспекторов ДПС - вы же понимаете, что на каждый пешеходный переход инспектора не поставить.

Прямая речь

Андрей Сычиков, заместитель начальника МУ "Управление главного смотрителя города Липецка":

- Внедрить все, что хотелось бы, не позволяет бюджет, но тем не менее руководство города идет нам навстречу, поскольку это касается жизни и здоровья людей. Так, сегодня в Липецке строится улица Стаханова с выходом на Воронежское шоссе. На данном участке проектом предусмотрена установка нескольких светофоров. Сегодня на российский рынок пришли светофоры нового поколения. Они фокусируют луч и обеспечивают видимость в любую погоду. Более того, потребляемая мощность этого светофора составляет от 7,5 до 9 ватт. А это тоже немаловажно - мы платим за электроэнергию, которую потребляют все светофорные объекты Липецка, а их 102, около трех миллионов рублей в год. Если мы весь город оборудуем такими светофорами, то это будет в десять раз меньше. Но самое главное, что этот светофор способен влиять на безопасность своей видимостью.

Весь мир отходит от "зеленой волны". Сегодня на смену ей приходит адаптивное регулирование. На перекрестке устанавливаются детекторы, которые фиксируют поток, быстро обрабатывают данные и задают параметры для светофора - сколько секунд отвести для транспорта в том или ином направлении, а сколько для пешеходов. При этом здесь в управлении мы видим ситуацию на перекрестке и при необходимости можем перейти на ручной режим - увеличить или уменьшить фазу. Оборудование одного перекрестка стоит в среднем не менее трех миллионов рублей. Тем не менее такие датчики также будут установлены и в следующем году.

Со следующей недели мы начинаем устанавливать барьерное ограждение на разделительной полосе улицы Московской. Она в Липецке на втором месте по аварийности. За семь месяцев этого года здесь произошло 22 ДТП, в которых 1 человек погиб и 40 пострадало. При том, что там произошло еще 506 столкновений с механическими повреждениями. Если поделить это на метраж данной магистрали, то фактически на каждый метр приходится по одному ДТП. Причина одна - левый поворот. Мы соединим две кольцевые развязки посредством барьерного ограждения и таким образом фактически исключаем левый поворот.

Тем временем

Современные системы видеослежения установит в Воронеже территориальное управление ГИБДД. Комплексы, которые будут в автоматическом режиме фиксировать нарушения правил дорожного движения, появятся на наиболее оживленных магистралях, перекрестках, мостах и путепроводах. Данные будут передаваться в режиме реального времени на стационарные и мобильные посты ДПС. Всего в городе будет установлено 27 таких комплексов, закупленных в рамках федеральной программы. 

Власть Безопасность Правоохранительная система Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Липецкая область Липецк