21.10.2009 23:46
    Поделиться

    Молодые мамы и занятые бизнесмены - опора уральской интернет-торговли

    Только в сентябре в Тюмени появились сразу три новых региональных интернет-магазина. В самом крупном из них на виртуальных полках разместилось свыше тридцати тысяч наименований товаров.

    Предпочесть многочасовому хождению по магазинам виртуальный шоппинг готово все больше жителей крупных городов. И в последнее время рост интереса к этому сегменту идет лавино­образно. Так, более 90 процентов екатеринбургских интернет-магазинов существуют более года, и только три из них старше семи лет.

    По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, на сегодняшний день в городе 316 интернет-магазинов. Наибольшее количество (40) торгуют детскими товарами. Далее по убывающей следуют компьютерная техника, автомобили, бытовая электроника, средства связи. Большинство торговых порталов созданы на базе стационарных магазинов. По данным одной из крупных сетей магазинов бытовой техники, продажи их интернет-магазина составляют 2 - 2,5 процента от общего объема реализации в рознице.

    Первыми клиентами электронных маркетов, как того и ожидали их создатели, стали деловые люди, чей день расписан от и до, а также молодые мамы, которым тоже не до пробежек по магазинам. Куда проще "пройтись" с виртуальной корзинкой по электронным торговым рядам. Пик активности интернет-покупателей приходится, как ни странно, на рабочее время - будни с 10 до 12 часов. В выходные заказов почти не бывает.

    Покупателей привлекает не только возможность сэкономить время. Ассортимент в электронных магазинах огромный, при этом цены, как правило, заметно ниже, чем в обычной торговле. Разница цен на один и тот же товар может достигать 30 процентов. Ведь издержки на содержание торговой точки в сети значительно ниже, чем в традиционной форме: за счет экономии на арендной плате, фонде оплаты труда (маленький штат сотрудников, нет продавцов). Правда, некоторые магазины снимают склады. Многие покупатели все-таки предпочитают приехать и сами увидеть и "пощупать" товар перед покупкой. Покупать абсолютно "вслепую" многие еще не готовы. Хотя продавцы и заявляют о том, что предоставляют все гарантии.

    Цену товара снижает и то, что многие функции предприниматели отдают на аутсорсинг.

    - Интернет-магазин - это, по сути, только витрина. Все остальное мы можем смело отдать на аутсорсинг. Оставить себе пять процентов чистой прибыли, за счет этого жить и развиваться, - считает владелец двух интернет-магазинов офисной мебели Александр Потапов. - У нас на аутсорсинге бухгалтерия, перевозки, сборка, телефонист. Склада своего мы тоже не держим. Интернет-торговля должна быть максимально стандартизирована и оптимизирована.

    По словам владельца интернет-магазина товаров для детей Илоны Пономаревой, специфика их клиентов такова, что телефонный оператор и курьер должны быть из числа "своих": им приходится общаться с молодыми мамами, для которых очень важно не просто получить максимум информации о товаре, но и поговорить о своем ребенке. Телефонные операторы и курьеры на аутсорсинге не станут тратить время на такие беседы. В то же время тесный контакт с покупателями становится конкурентным преимуществом магазина. Важность работы курьера отмечает и онлайн-магазин взрослой одежды: курьер привозит заказчику сразу несколько размеров и ждет, пока покупатель примерит.

    Надо отметить, что если еще пару лет назад жители провинции заказывали через Интернет в основном книги, диски, компьютеры и бытовую технику, которые доставлялись из столичных магазинов в течение нескольких недель, то сегодня ассортимент практически неограниченный. Можно заказать буханку хлеба и пакет молока, на доставку которых уходит не больше двух часов, купить еду или лекарства для домашних питомцев и даже билеты в местную филармонию.

    Очень востребованы услуги для пассажиров. Например, в Тюменской области возможностью дистанционно приобрести билеты на железнодорожном транспорте ежемесячно пользуются около тысячи человек. По словам отраслевых экспертов, онлайн-продажи выгодны не только пассажирам, но и перевозчикам, у которых благодаря работе виртуальных касс снижаются организационные и накладные расходы.

    О создании собственных электронных магазинов задумались и крупные местные производители. Так, буквально на днях тюменцы получили возможность, не выходя из дома, приобретать  мебель: торговать своей продукцией в сети начал один из ведущих деревообрабатывающих комбинатов региона. По словам руководителя отдела маркетинга предприятия Алины Каргаполовой, клиентура виртуального и реального магазинов пересекается: многие сначала внимательно изучают ассортимент в Интернете, а затем идут в обычный торговый зал и делают покупку. Иногда бывает и наоборот, человек приходит в магазин, консультируется с продавцом, а позже заказывает товар на интернет-сайте.

    В том, что за онлайн-шоппингом будущее, сегодня уверены даже те, кто еще совсем недавно не умел пользоваться компьютером. Тюменская мастерица Нина Саитова - из их числа. Художник-декоратор по профессии, она создала электронную ярмарку для народных умельцев. Торговлю авторскими работами - расшитыми валенками, платками и корзинами - на ней ведут несколько десятков умельцев со всей России.

    - У меня всегда были сложности с реализацией изделий ручной работы. И такая проблема у большинства мастеров, особенно живущих в сельской местности, - поясняет художница.

    Причем у многих мастеров из глубинки нет ни компьютера, ни даже фотоаппарата. А потому нередко Нина берет цифровую камеру и едет к умельцам в гости. Снимает, выкладывает фотографии на сайте. Если кому-то из посетителей ярмарки захочется купить вещь, помогает связаться с мастером. После те уже сами договариваются о сроках изготовления и оплате. Эту работу инициативная мастерица делает на добровольных началах. Между тем торговля на электронной ярмарке если уж не кипит, то идет достаточно активно. Накануне праздников большим спросом пользуются самодельные игрушки, сувениры, ближе к холодам - теплые платки, оригинальные носочки.

    Ярмарка стала также площадкой, на которой мастера делятся опытом. Здесь можно не только узнать, где обучиться новым видам рукоделия, но и получить ответы на актуальные вопросы, например, как продать вещь за границу и нужно ли сертифицировать авторские работы. А в последнее время умельцы активно обсуждают, как выживать в условиях кризиса. Хотя сами мастера считают, что авторские вещи не только вне моды, но и вне финансовых катаклизмов.

    Наряду с преимуществами у интернет-магазинов есть и минусы. Один из них - недоверие покупателей к товару, который нельзя "пощупать".

    - Недоверия потребителей нет в тех сферах, где товар стандартизирован, - считает один из руководителей интернет-магазина компьютерной и бытовой техники Борис Лепинских. - С такой проблемой сталкиваются две категории магазинов. Первые - те, кто до сих пор работает по предоплате. Вторые работают с технически сложной электроникой, бытовой и компьютерной техникой. Бороться с недоверием потребителей просто - работать хорошо. Гарантийное обслуживание - это не проблема, это дополнительная возможность. Чем лучше мы работаем с некачественным товаром, тем выше уровень доверия покупателей.

    - Ничто так не повышает доверие потребителей, как отсутствие предоплаты, - подтверждает Александр Потапов. Кстати, по статистике, приведенной одним из магазинов, 95 процентов из тех, кто позвонил в интернет-магазин, товар приобретают.

    К сожалению, пока сказать точно, на каком этапе развития находится электронная торговля в Уральском округе, достаточно сложно: официальной статистики на этот счет нет. Например, как выяснил корреспондент "РГ", в Тюменской области данными о динамике виртуального товарооборота на сегодняшний день не обладает ни региональный департамент экономики, ни торгово-промышленная палата, ни служба госстатистики. Хотя именно эти структуры представляют многие регионы в Национальной ассоциации участников электронной торговли.

    По оценке екатеринбургского комитета по товарному рынку, интернет-торговля охватывает лишь 1,7 процента населения Екатеринбурга, при этом охват жителей Москвы достигает 62 процентов. Впрочем, сами организаторы виртуальной торговли считают иначе. Как утверждает Борис Лепинских, интернет-покупатели - это около 20 процентов активных пользователей, то есть порядка 10 процентов всего населения областного центра.

    Перспективу владельцы и руководители интернет-маркетов видят в расширении аудитории, ассортимента и перечня дополнительных услуг. Аналитики же уверенно заявляют, что уже сегодня интернет-торговля - это полноценный сегмент регионального рынка товаров и услуг. Еще несколько лет назад она преобладала в основном в Москве и Санкт-Петербурге, однако сейчас рынки электронной торговли в столицах на грани насыщения, поэтому наиболее интенсивное развитие ожидается в других экономически развитых регионах страны, в том числе в УрФО.

    Поделиться