Участники выездного совещания координационного совета по развитию предпринимательства Минэнерго России, состоявшегося в конце минувшей недели в Ханты-Мансийске, решали, что важнее: господдержка малого и среднего бизнеса или создание условий для саморегулирования в этой сфере? Налоговые каникулы или особый график уплаты налогов?
Создание проекта такого закона инициировали югорчане. Он принципиальных возражений не вызвал, более того, идея одобрена на всех уровнях, но документ "застрял" при обсуждении деталей.
А в Югре тем временем наметилась тенденция к снижению объемов добычи нефти, и в контексте непростой экономической ситуации округу очень важно стимулировать компании обратиться к сложным и трудноизвлекаемым запасам.
- Несколько лет назад малые предприятия в округе добывали четыре процента нефти (от 270 миллионов получаемых тогда тонн - неплохой показатель), потом этот объем упал до двух процентов, а сегодня я боюсь и загадывать. Одни компании сдали лицензии, другие просто остановили деятельность, - комментирует губернатор Александр Филипенко. - Но специалисты полагают, что хорошие залежи нефти есть и ниже того уровня, который сегодня бурится. И мы ищем пути, как заставить инвестора поверить и пойти на разработку этих пластов, на глубины 10 тысяч метров и более.
Главу региона поддержала генеральный директор ассоциации независимых производителей Елена Корзун:
- Как говорится, "пока толстый сохнет, худой сдохнет". Еще год - и нам нечего будет обсуждать, так как малые компании просто исчезнут.
По ее подсчетам, если на пять лет им предоставить налоговые льготы, то выпадающие доходы составят всего два миллиарда рублей, а дополнительные - 55 миллиардов.
Участники совещания обратились к опыту Татарстана, где малые предприятия за 11 лет создали 8000 дополнительных рабочих мест, перечислили в бюджет 150 миллиардов рублей. За пять последних лет на рубль льгот правительство республики получило 1,66 рубля прибыли, а добыча увеличилась в шесть раз. По словам генерального директора нефтеконсорциума Татарстана Фаниса Валиева, за это время 70 месторождений с трудноизвлекаемыми запасами введены в эксплуатацию. Но работу тормозит длительный период проектных работ. На них уходит порой два-три года, и молодые компании вынуждены либо бросать деятельность, либо преступать закон, чтобы пробурить первую скважину. А они могли бы обеспечить рабочими местами 140 тысяч человек.
Представители малых компаний с других территорий тоже считают, что если сроки согласования проектов строго регламентировать, то это уже будет большая помощь малому бизнесу.
Доступ к инфраструктуре - еще одна тема особого внимания. Ведь от того, как и куда будут перекачивать добытую нефть малые предприятия, тоже зависит их интерес к работе. В том же Татарстане вопрос решили просто: там по распоряжению регионального руководства все мелкие недропользователи отдают углеводороды одной крупной территориальной структуре. Но в Югре, где работает множество российских и зарубежных компаний, не готовых подчиняться директивам местной власти, это осуществить трудно. Поэтому руководство северного округа и настаивает на федеральном регламентировании.
Заместитель министра энергетики РФ Сергей Кудряшов о проблеме знает, он обратил внимание и на то, что у малых компаний нет доступа к железнодорожному транспорту:
- У нас шесть крупных нефтеперерабатывающих заводов, их мощности превосходят объемы добычи. Независимые структуры могли бы работать с ними напрямую, без посредничества вертикально интегрированных компаний.
А вот заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов был осторожен в оценках и обещаниях, отметив, что минфин не поддерживает универсальных механизмов и снижения налогов по любому поводу. По мнению замминистра, важнее не уменьшить налоги, а правильно их распределить. Например, снижение актуально на начальном и заключительном этапах разработки месторождения, тогда как в период наиболее высокой добычи льготы неуместны.
По мнению большинства участников совещания, процесс обсуждения законопроекта слишком затянулся, нужно ускорить его принятие. Ведь итог поддержки малого бизнеса - это и новые рабочие места, и рост доходов населения, и пополнение бюджетов.