Научно-практическая конференция, посвященная состоянию и проблемам высшего образования в Союзном государстве, - на прошлой неделе она собрала в Минске около 250 представителей министерств, ведущих вузов Беларуси и России, Постоянного Комитета Союзного государства, - завершилась, но поднятые вопросы до сих пор широко обсуждаются. Причины понятные. Ценность высшего образования постоянно возрастает. По некоторым данным, уже в ближайшие годы каждое второе место в Европе будет требовать вузовской подготовки. Иначе застопорится развитие многих наукоемких отраслей экономики. Ситуация в наших странах развивается в этом же направлении. В Беларуси, например, высшее образование самое востребованное. По сути, оно становится массовым. Сегодня в вузах страны обучаются 425 тысяч молодых людей, почти на 20 тысяч больше, чем год назад. Аналогичная тенденция наблюдается и в России.
При этом многие граждане Беларуси по личным обстоятельствам и потому, что обучение ведется на русском языке, выбирают российские вузы во много раз чаще, чем, предположим, европейские. В прошлом году в России училось без малого 10 тысяч белорусских юношей и девушек. На них полностью распространяются все права, которыми пользуются местные сверстники: на получение стипендии, обучение за счет государственного бюджета, предоставление общежития. Примерно то же можно сказать и о россиянах, выбравших белорусские вузы - их около двух тысяч. Все это - важные аргументы в пользу укрепления единого образовательного пространства, на что нацеливают решения, принятые Советом Министров Союзного государства, его Постоянным Комитетом, отраслевыми министерствами Беларуси и России. Ведь исторически высшая школа наших стран развивается из единого корня, объединение усилий позволит повысить в первую очередь качество подготовки специалистов, расширит ее доступность, что в общих интересах.
- Ежегодно из бюджета Союзного государства финансируется 6-7 мероприятий в сфере образования, только в нынешнем году на это выделено 25 миллионов российских рублей, - рассказал корреспонденту "СОЮЗа" заместитель Госсекретаря Союзного государства Сергей Шухно. - Проводятся разнообразные конкурсы, слеты учащейся молодежи.
Поступающим в российские и белорусские вузы благодаря решениям, принятым на уровне Союзного государства, обеспечиваются равные права. Об этом убедительно говорит статистика: всего за несколько лет число белорусских студентов, обучающихся в российских вузах, возросло вдвое. И россияне все активнее едут за высшим образованием в Беларусь. Сейчас разрабатывается концепция социального развития Союзного государства до 2015 года, там новые подходы к созданию единого образовательного пространства будут учтены.
К этому можно добавить, что получить российский диплом можно, не выезжая за пределы Беларуси. Здесь теперь действуют Белорусско-Российский университет в Могилеве, где обучение ведется по российским программам, филиалы четырех российских вузов. Кроме того, федеральный бюджет выделяет средства на целевые стипендии для белорусских студентов российских вузов. Но есть и некоторые проблемы в развитии единого образовательного пространства, их только в нынешнем году дважды рассматривал Совет Министров Союзного государства. Сегодня абитуриентов из Беларуси и России, их родителей в первую очередь смущает, что при поступлении в вуз в одном случае учитываются результаты централизованного тестирования, в другом - единого государственного экзамена. Преподавателей, администрацию вузов беспокоит усложненная процедура признания национальных документов о присвоении ученых степеней и званий - "СОЮЗ" в предыдущем номере подробно писал о подобных нестыковках на общем образовательном поле. Понятно, что неудобные кому-то решения принимались, исходя из национальных особенностей и интересов. В России, например, проживает 120 народов и народностей, так что даже решить, на каком языке принимать экзамены, порой непросто. Когда в Москве начинается утро, во Владивостоке день в разгаре - в таких условиях о централизованном тестировании трудно вести речь. Для Беларуси все это не актуально.
Тем не менее необходимо найти общий алгоритм действий в образовательной сфере, и этот вопрос активно обсуждался на конференции работников высшей школы двух стран в Минске, организованной при участии Постоянного Комитета Союзного государства. Помимо пленарного заседания дискуссии шли за "круглым столом", в пяти секциях. Одной из главных тем стала доступность вузов одной союзной страны для граждан другой.
- Мы должны идти по пути гармонизации нашей нормативной базы, - прокомментировал вопрос признания вступительных экзаменов в союзных странах министр образования Беларуси Александр Радьков. - Видим, что для математики, физики, других естественных предметов это вполне реально уже сейчас. В Беларуси и России процессы оценки знаний абитуриентов развиваются параллельно: единый госэкзамен и централизованное тестирование - близкие формы организации вступительной кампании. Растет и взаимодействие на уровне вузов - за два года число договоров о сотрудничестве между ними удвоилось.
А председатель Постоянной комиссии по образованию Палаты представителей белорусского парламента Владимир Зданович даже высказался за создание в приграничных районах Беларуси и России совместных школ, где бы дети обучались по единым программам и учебникам. Это не только еще более уравняло бы шансы на поступление в вуз сопредельной страны, но и повысило впоследствии возможности трудоустройства на территории Союзного государства. Тем не менее, судя по высказываниям руководителей образовательной отрасли двух стран, ожидать скорого перехода на некие единые правила довузовского обучения и приема в вузы, пожалуй, не стоит.
- Стандарты образования в наших странах должны быть сверены, но в то же время отвечать национальным особенностям, - считает заместитель министра образования и науки России Владимир Фридлянов. - Мы предлагаем иностранным студентам - хотя какие белорусы иностранцы! - два варианта поступления в вуз: на основе сдачи единого государственного экзамена и по условиям учебного заведения. Когда отработаем в наших странах системы ЕГЭ и централизованного тестирования, тогда посмотрим, надо ли что-то менять. Во всем остальном белорусские юноши и девушки пользуются точно такими же правами, как российские.
Очевидно, развитие единого образовательного пространства пойдет пусть по более длительному, но надежному пути, когда принятию решения предшествует его тщательная подготовка. Это и отражает резолюция конференции. Она ориентирует на дальнейшее совершенствование законодательной основы, сближение образовательных стандартов, упрощение процедуры признания в союзных странах национальных документов о научных степенях - документ будет направлен в Совет Министров Союзного государства и Постоянный Комитет в качестве рекомендации. Несомненно, он будет детально обсуждаться и на совместной коллегии образовательных министерств двух стран, намеченной на ноябрь.