ПОЕЗДКА итальянского премьера Сильвио Берлускони в Санкт-Петербург формально носила частный характер. Тем не менее приняли высокого гостя из Рима лично глава правительства России Владимир Путин и губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко.
Градоначальница сразу взяла в свои руки инициативу и рассказала о значимом для Петербурга проекте по созданию легкого, скоростного трамвая - так называемого надземного экспресса. По ее словам, в результате переговоров итальянский машиностроительный холдинг "Финмекканика" согласился открыть на берегах Невы завод по производству трамваев. "Они поставили одно условие: чтобы в течение 5 лет порядка 90 таких трамваев закупалось в России. Тогда целесообразно вложение инвестиций, целесообразно строительство завода в России", - пояснила Матвиенко.
По мнению губернатора, 30 процентов питерских трамваев необходимо срочно заменить, а это порядка трехсот машин. Причем Матвиенко пожелала, чтобы новая техника относилась уже к третьему поколению, то есть была бесшумной, удобной и скоростной.
Впрочем, премьер Путин, как и полагается, выразил осторожность даже в этом, казалось бы, узком вопросе. "Мы, конечно, со своей стороны, должны будем посмотреть, как этот проект отразится на внутреннем рынке и на наших отечественных производителях аналогичной техники. Но в целом рынок, конечно, большой, и это может быть вполне приличным, хорошим, конкретным проектом", - сказал премьер.
Сильвио Берлускони говорил о приятных чувствах, связанных с приходом итальянской компании на новый для нее рынок, и предположил, что российским трамваям и в будущем будет требоваться модернизация. "Я думаю, что как раз создание этого предприятия будет той правильной дорогой, по которой следует идти. Потому что именно таким образом российская индустрия, промышленность получит ноу-хау и сможет воспользоваться этой технологией и строить", - считает итальянский премьер.
Берлускони рассказал о том, что совсем недавно итальянская государственная компания достигла договоренности о строительстве завода в Турции по производству вертолетов. Доли в этом предприятии будут распределены на паритетной основе: 50 процентов у итальянцев, 50 - у турецкой стороны. По мнению премьера, соглашение относительно собственности будет достигнуто и в случае с петербургским заводом. "Со стороны правительства Италии мы готовы поддержать этот проект. Если будет необходимо внести какие-то инвестиции, то у нас есть возможность для инвестиций", - заявил визитер из Вечного города.
Российский премьер напомнил своему итальянскому коллеге и о взаимовыгодном сотрудничестве в газовой отрасли. "Мы идем вперед по всем этим направлениям. Я имею в виду крупные инфраструктурные проекты", - подчеркнул Путин и рассказал о ходе реализации проектов магистральных трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток". Итальянские энергетики напрямую не участвуют в прокладке "Северного потока" по дну Балтийского моря - от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда, но экспортируют необходимое оборудование. Его общая стоимость - почти 2,5 миллиарда долларов. На первом этапе объем поставок составит 1,3 миллиарда "зеленых".
Кстати, как заявил Владимир Путин, "Южный поток" может быть реализован раньше "Северного потока". "Для этого есть все шансы", - говорил российский премьер в ходе беседы с премьером Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом посредством видеомоста.
Напомним, что "Южный поток" является совместным проектом газовых компаний-монополистов России и Италии. Предполагается, что подводный отрезок трубопровода через Черное море - от Новороссийска до болгарской Варны - будет иметь протяженность 900 километров. Максимальная глубина прокладки достигнет два километра. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. По планам, магистраль вступит в строй к 2015 году.
Совокупный объем инвестиций оценивается в сумму до 25 миллиардов долларов. Пропускная способность нового трубопровода изначально планировалась под 30 миллиардов кубометров "голубого топлива" в год. Однако 15 мая 2009 года обе стороны подписали второе дополнение к меморандуму о взаимопонимании. Согласно документу, производительность увеличена до 63 миллиардов "кубов".
13 июля свое участие в проекте приостановила Болгария. Однако уже 6 августа подписано российско-турецкое соглашение. 19 октября правительство Турции разрешило проведение необходимых геолого-разведочных работ в исключительной экономической зоне этой страны.
"Cейчас решаем вопрос с турецкими партнерами. И здесь есть очевидное движение вперед", - констатировал Путин. В том, что дело обстоит именно так, Берлускони смог убедиться, когда по телефону к беседе на "тепловые" темы присоединился третий участник - премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.
Между тем частный визит Сильвио Берлускони в Санкт-Петербург к Владимиру Путину вызвал у зарубежной прессы и итальянской оппозиции недоумение.
В вину Берлускони поставили и то, что премьер отменил встречу с королем Иордании Абдаллой, отправившись вместо этого в Санкт-Петербург.
Впрочем, как пояснил "РГ" пресс-секретарь российского премьера, "отношения Путина и Берлускони носят дружеский характер и не связаны с политической конъюнктурой". Они давно общаются и не теряли контактов, "даже когда Берлускони не был итальянским премьером, а Путин являлся президентом России", отметил Песков.
Между тем
Казахстан готов участвовать в наполнении нефтепровода "Самсун-Джейхан", который проложат от турецкого черноморского города Самсун до средиземноморского порта Джейхана, об этом вчера заявил Владимир Путин. "Мне кажется, что у нас может получиться большой международный проект, который внесет свой существенный вклад в обеспечение энергетической безопасности в Европе, да и существенно будет улучшать ситуацию на мировых энергетических рынках", - считает российский премьер.