Государство продолжит поддерживать пассажирские железнодорожные перевозки. О планах правительства на этом социально значимом направлении рассказал вчера вице-премьер Сергей Иванов, выступая на Международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство".
Иванов не исключил, что, возможно, поддержка будет оказываться посредством госзаказа, определяющего объемы и финансирование перевозок в регулярном сегменте.
Как уточнил замминистра транспорта Андрей Недосеков, в этом году государство возместило РЖД все выпадающие расходы по перевозке пассажиров, в том числе и в поездах дальнего следования. На это было выделено 36 миллиардов рублей.
Что касается проблемы финансирования пригородных перевозок и вопроса, кто именно будет выделять деньги, то на конференции высказывалось много мнений. Затронул эту тему и вице-премьер. По его словам, "это самое слабое и уязвимое с точки зрения экономической эффективности место". По его мнению, необходимо продолжить реализацию комплекса мер по улучшению собираемости доходов, оптимизации расходов, а также усилению взаимодействия с регионами, в том числе в рамках создания пригородных пассажирских компаний". Иванов также отметил, что необходимо принять закон о железнодорожных пассажирских перевозках. В нем должны быть детально прописаны все нюансы, связанные с перевозками пассажиров, в том числе порядок формирования госконтракта, а также механизм софинансирования расходов на транспортное обслуживание дотационных регионов.
Практика заключения договоров о транспортном обслуживании с РЖД уже реализуется регионами в сфере пригородных перевозок, напомнил Сергей Иванов. Договоры уже заключены с 59 субъектами Федерации, еще 2 находятся на согласовании. Также подписано 65 среднесрочных соглашений, в 54 из которых закреплены обязательства регионов о поэтапном переходе на полное возмещение выпадающих доходов от регулирования тарифа с 2011 года.
В свою очередь глава РЖД Владимир Якунин, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что за любую работу по перевозке пассажиров надо платить. Что касается региональных и федеральных властей, то с их стороны предполагается финансирование только льготного проезда на железной дороге.
Радикальное решение предложил директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства Александр Мишарин. Он сказал о необходимости в ближайшей перспективе разделить пассажирские и грузовые перевозки. И пояснил, что с внедрением новых технологий и высоких скоростей при перевозке пассажиров нужны отдельные пути. В грузовых перевозках продолжают внедряться также новые типы подвижного состава, и здесь возрастает не скоростная, а весовая нагрузка. Мишарин сообщил, что в ближайшее время выйдет указ президента о реализации высокоскоростных пассажирских перевозок.
Якунин отметил, что компания продолжает работать над формированием конкурентной среды. По его словам, в настоящий момент совместно с госорганами вырабатывается упрощенный порядок согласования правительством сделок, чтобы дать возможность гибко реагировать на настроения инвесторов и возникающие возможности по эффективной продаже. Уже подготовлены предложения по реализации пакетов акций дочерних компаний РЖД на ближайшие три года. Он напомнил, что до окончания 2010 года будет продолжена структурная реформа на железнодорожном транспорте. Это поможет создать новую систему управления парком грузовых вагонов, основная доля которых станет приватной. Для того чтобы избежать проблем простоя вагонов, Якунин предлагает координировать работу перевозчиков.