В субботу был назван состав нового кабинета министров ФРГ. Самым большим сюрпризом для немцев стала кандидатура Вольфганга Шойбле (ХДС).
Этому политическому волку, поднаторевшему в кабинетных войнах, придется руководить министерством финансов в правительстве, члены которого не знают, что делать с налогами. Наблюдатели отмечают, что этот пост как нельзя больше подходит именно Шойбле. Ведь в непростой экономической ситуации Германии придется отстаивать свои финансовые позиции в Европейском союзе и Международном валютном фонде.
Первоначально на пост министра финансов прочили молодого, популярного и харизматичного, но неопытного Карла-Теодора цу Гуттенберга. Он восемь месяцев стоял у руля министерства экономики и не успел сделать ни одной ошибки. Однако решение канцлера Ангелы Меркель сделать своей правой рукой Вольфганга Шойбле эксперты называют поистине соломоновым.
Ведь непосредственно перед объявлением состава нового кабинета и утверждением планов деятельности правительства на новый избирательный период разразился огромный скандал. При обсуждении новых налоговых изменений будущее правительство предложило создать теневой бюджет. Подразумевалось, что под него государство смогло бы взять новые кредиты на финансовом рынке и оставить уровень общей госзадолженности на рубеже 2009 года.
На таком решении настаивали свободные демократы и их лидер Гидо Вестервелле, теперь занявший место вице-канцлера и министра иностранных дел. Им необходимо было выполнить свои предвыборные обещания по снижению налогов. Однако со своими мечтами им пришлось расстаться.
Видные экономисты и представители промышленных кругов предупредили будущее правительство, что таким образом государство должно на краткосрочный период обеспечить погашение новых расходов в сорок миллиардов евро. Вытрясти такую сумму как фокусник из рукава новым коалиционерам показалось невозможным. Пришлось бы повышать государственную задолженность. А за нее правительство ФРГ не погладили бы по головке и в Европейском союзе: ведь допустимая для членов ЕС максимальная планка в три процента Германией и так уже нарушена. Поэтому появилась идея теневого бюджета.
Однако сильное крыло христианских демократов во главе с опытным политиком Вольфгангом Шойбле после штурмовой критики Совета экономических мудрецов ФРГ и возмущения оппозиции решило попридержать вожжи. Ведь и в целом финансовые реформы нового правительства лягут тяжким бременем на бедные слои населения. Фронтальное снижение некоторых видов налогов пойдет на пользу только тем, у кого и так есть деньги - основному электорату Свободной демократической партии.
Запрограммированным появлением социальных перекосов и отходом от выбранного социал-демократами курса на поддержку неимущих и малоимущих слоев населения возмутились видные профсоюзные, религиозные и политические деятели, а также представители некоторых немецких банков. 17 октября, в интернациональный день борьбы с бедностью, они обратились с открытым письмом к германскому правительству. В ответ на нереальные обещания свободных демократов по снижению налогов они предложили ввести новый налог на финансовые операции. Таким образом им кажется возможным ограничить финансовые махинации и в долгосрочной перспективе победить бедность.