По мнению экспертов, Россия "упустила" внутренний рынок легкой промышленности, на котором, по их мнению, 40% продуктов являются контрафактом. "РБГ" обратилась к директору департамента лесной и легкой промышленности минпромторга Михаилу Клинову с просьбой рассказать о проблемах отрасли.
- Михаил Юрьевич, как чувствует себя сегодня легкая промышленность и какая доля продаж на нее приходится?
- Доля товаров и изделий легкой промышленности составляет 25% от всех групп непродовольственных товаров розничного рынка России. Он больше рынка автомобильной, медицинской продукции, ведь спрос на продукцию легкой промышленности, особенно на одежду и обувь, будет всегда. И именно покупатель будет диктовать требования к товару. От его предпочтений зависит, какой производить продукт, ассортимент, качество и дизайн.
Вместе с тем доля контрафактной и контрабандной продукции легкой промышленности на внутреннем рынке составляет до 50%, и это уже ни для кого не секрет. Удар по Черкизовскому рынку несколько стимулировал работу трикотажных, швейных, обувных предприятий. Главное в этом направлении - не снижать темпы борьбы с этим явлением, что мы делаем в рамках работы Межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности, созданной совместным приказом Минпромторга России, МВД России, ФТС России.
- А какой объем производства, чем он обусловлен и от чего зависит?
- Наибольшие потери пришлись на текстильное производство, особенно на предприятия, производящие все виды тканей. Так, индекс текстильного и швейного производства за 8 месяцев текущего года составил 78,4%.
Сегодня про российский рынок товаров и изделий легкой промышленности нельзя сказать, что он прозрачен и представляет равные условия для всех участников.
Незаконно произведенная и ввезенная продукция диктует условия торговли, цены и порядок продаж всему рынку. Секрета нет - товары в России дороже, чем в Европе.
За 100 евро в Москве вы можете купить в лучшем случае "бренд", сделанный в Китае, а в Европе такой ценой обладает обувь, произведенная в Италии, Испании, Финляндии. У нас в России эта же обувь стоит 400-500 евро, а в бутиках свыше 1000 евро.
Рынок должен быть конкурентоспособным. Конкурировать должен только товар, официально произведенный и ввезенный на территорию России, и только тогда можно сделать вывод о качестве и востребованности российских товаров и изделий легкой промышленности.
- Каковы инвестиции на производствах легкой промышленности?
- Сегодня для легкой промышленности это главный вопрос. Чтобы конкурировать на рынке, необходимо иметь новейшие технологии и высокопроизводительное, ресурсосберегающее оборудование. А для этого надо осуществить модернизацию и техническое перевооружение, что невозможно без инвестиций.
В 2008 году предприятия текстильной и легкой промышленности получили инвестиции в основной капитал 6,7 млрд рублей, что на 12,4% больше, чем в 2007 году.
Особенно хотел бы подчеркнуть, что это собственные и заемные средства предприятий. За I полугодие 2009 г. (январь - июнь) инвестиции в основной капитал составили 2,1 млрд рублей, что на 12,5% ниже соответствующего периода прошлого года. Кризис сказался и на сфере привлечения инвестиций. Подорожание ставок коммерческих банков, пересмотр договора со стороны банков на увеличение процентных ставок - вот главные причины замедления инвестиционного процесса.
Основные инструменты государственной поддержки предприятий легкой промышленности следующие: отмена пошлин на технологическое оборудование, ввозимое на территорию Российской Федерации; отмена НДС на данное оборудование; субсидирование процентных ставок ЦБ России при проведении технического перевооружения. На этой мере я остановлюсь поподробнее. В бюджете Российской Федерации на субсидирование технического перевооружения легкой промышленности в 2009 году предусмотрено 98 млн рублей, и по итогам 9 месяцев текущего года они уже выбраны. Этому способствовали меры, принятые Минпромторгом России по изменению Правил предоставления субсидий, а именно разрешено субсидировать договоры с 2006 года, срок действия договора увеличен до 5 лет, расширено понятие технического перевооружения.
В 2010 году на эти цели запланировано в 2 раза большая сумма - 200,0 млн рублей под 2/3 ставки рефинансирования.
- Что мешает перевооружению предприятий?
- В принципе - ничего: желание есть, поддержка государства есть. Не хватает собственных оборотных средств предприятий, да и занимать в банках все сложнее и сложнее из-за отсутствия обеспечения кредитов. Что мы можем заложить банку? Здания, сооружения, технологическое оборудование, но они не обновляются, стоимость их падает, не говоря о заемной стоимости. Получается тупик. Расчеты показывают, чтобы выйти на 12-15-процентный уровень обновления в год, необходимо производить порядка 18,0 млн рублей, т.е. в три раза больше, чем сейчас, это даст возможность за 5-7 лет полностью обновить технологический парк во всех подотраслях легкой промышленности и выйти на мировой уровень технологических процессов. Где взять эти деньги?
Бюджетом России не предусмотрен такой вид поддержки предприятий. Выход один - разрешить предприятиям на добровольной основе перейти на упрощенную систему налогообложения на период проведения модернизации или реконструкции производств с условием, что высвобождающиеся средства будут направлены только на эти цели.
Временные потери государства за 5-7 лет составят порядка 15-20 млрд рублей, и они с лихвой окупятся после модернизации за счет увеличения выпуска конкурентоспособной продукции и доведением ее объемов до 1,0 трлн рублей. Это даст возможность государству только от НДС получать до 180,0 млрд рублей. Немаловажным фактором этой работы станет создание в России самодостаточной отрасли промышленности, с высокими налоговыми отчислениями, с конкурентоспособной ассортиментной базой.
- Какие сегодня ввозные пошлины и планируется ли их менять?
- Пошлины разные. На технологическое оборудование - ноль процентов, на готовую продукцию: швейные изделия - 20%, обувь - 10-15%. Сырьевые ресурсы колеблются от 5 до 15%. Наша позиция в этом вопросе - сырьевые ресурсы, красители, текстильно-вспомогательные вещества, технологическое оборудование, не производимое в России, должны ввозиться с нулевой пошлиной, а готовая продукция должна иметь пошлину, и ее надо рассматривать с точки зрения возможности производства в России и с учетом потребительского спроса на товары.
Основное направление деятельности - это межотраслевое регулирование пошлин. Бизнес-сообществу совместно с союзами, общественными организациями легкой промышленности необходимо серьезно и обдуманно подойти к этому вопросу. У нас остались нерешенными межотраслевые взаимоотношения текстильщиков со швейниками, обувщиками, трикотажниками, и решать эти вопросы должны представители этих подотраслей с учетом возможностей предприятий и интересов государства.