27.10.2009 00:40
    Поделиться

    Российские производители сыра вытесняют с рынка импортеров

    Российские производители вытесняют с рынка импортеров

    Низкие закупочные цены на молоко создали благоприятные условия для российских сыроваров. Склады переполнены. В первом полугодии сыров наварили на шесть процентов больше, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, до 221 тысячи тонн, импорт сыров в России сохранился на уровне прошлого года - 144 тысячи. Российские сыроделы сейчас занимают 69 процентов рынка.

    По мнению председателя правления Национального союза производителей молока Андрея Даниленко, секрет успеха сыроделов кроется в узаконенном термине "молочный напиток", который, появившись на пакетах, сделал непопулярным продукт, полученный из сухого молока. Производство сухого молока резко сократилось. А производитель нашел другой способ сохранить цельное молоко и превратил его в сыр. Сыр может храниться до полугода и дольше, а сухое молоко - меньше. За летний период все наши российские емкости по хранению сыров забиты. Поэтому особенно сыров бюджетного ценового сегмента сегодня более чем в достатке.

    Рынок сыров растет уже девятый год. Ежегодный прирост - 15 процентов. Но до Франции, для которой сыр целая область культуры (cтрана варит 400 сортов и уже две тысячи лет. Среднестатистический француз съедает 20 килограммов сыра в год, российский - всего три), нам пока далеко. Да и сыр в России не так популярен. Но "Камамбер", "Бри" и "Рокфор" - "король всех сыров" - самый известный во все мире продукт с голубой плесенью, знают все.

    Увы, импортный сыр в октябре подорожал, правительство подняло пошлины на 15 процентов, по просьбе местных игроков, которым некуда девать свою продукцию. На деликатесном сегменте, который занимает три процента рынка, эта мера скажется незначительно, считают эксперты. Подорожают сыры массового потребления - "Гауда", "Маасдам", "Эдам". Эксперты обещают незначительное повышение цен - на 7-8 процентов - на импортные сыры в торговой рознице. И долгосрочную стабилизацию цен на продукцию отечественных сыроделов. Однако среди специалистов, попытавшихся "увидеть будущее", есть и пессимисты, сомневающиеся в альтруизме российских производителей. По их мнению, наши сыроделы вряд ли упустят возможность подтянуть свои цены вслед за конкурентами. Возможно, поднимут цены не так сильно, чтобы сохранить рыночное преимущество. Но и не мало - сыры все равно покупать будут.

    Отечественные сыроделы считают, что они смогут занять нишу популярных импортных сыров своим товаром. В этом году запущено несколько новых линий по производству аналогичных сыров. Это европейские линии с установкой бакта-фук, которая очищает молоко, что дает возможность производить сыры практически европейского качества. Сегодня многие потребители, когда приходят в магазин и видят на полочке нарезанные сыры с иностранным названием, покупая их, даже не подозревают, что эти сыры давно уже отечественного производства.

    Любопытно, что основную долю сырного импорта - до 50 процентов - обеспечивают не страны дальнего зарубежья, а наши соседи - Украина и Белоруссия. Среди ведущих стран-импортеров отмечены также Литва, Германия, Финляндия, Польша, Аргентина, Франция, Эстония и Дания. Есть в этом списке и Голландия, занимающая далеко не первую строчку, но именно из этой страны приходят самые популярные сорта.

    Наибольший сегмент российского рынка занимают твердые сыры (65 процентов), второе место занимают плавленые сыры (24 процента). И только 11 процентов приходится на мягкие и кисломолочные сыры.

    Большую часть рынка (43 процента) занимают сыры низкой ценовой категории, сюда входят такие марки, как "Российский", "Пошехонский", "Голландский" и другие. Примерно одинаковый процент рынка занимают сыры среднего и выше среднего ценового сегмента (24 процента и 22 процента соответственно) - "Эдам", "Гауда", "Маасдам" и другие. 11 процентов составляют сыры высокого ценового сегмента (от 200 руб. за кг) такие, как "Рокфор", Kaserei, Champignon и другие.

    Почти половина жителей России предпочитают покупать "Российский" сыр, их доля составляет 40 процентов от числа всех потребителей. Также высокие доли приходятся на такие марки, как "Голландский", "Пошехонский" и "Костромской". Плавленые сыры потребляет около 32 процентов жителей России.

    С 1 января 2010 года все российские сыры будут строго соответствовать стандарту. То есть иметь неизменный состав, форму, цвет, вкус и запах.

    Для того чтобы это стало осуществимо, специалисты Ростехрегулирования разработали специальный "сырный" регламент - он-то и призван защитить традиционные марки полутвердых российских сыров.

    Возраст сыра благодаря документу также строго регламентирован. Например, выдержка "Швейцарского" и "Советского" сыров должна быть не менее 180 суток, "Эстонского" - 30 дней.

    Рекомендуемый новым стандартом срок годности сыров - 30 суток.

    Поделиться