Частный реактивный самолет ВАе-125 разбился в ночь на вторник в Смилавичском районе под Минском, не дотянув всего 4 километра до взлетно-посадочной полосы. Погибли два пассажира и три члена экипажа. Выживших нет.
Бизнес-лайнер российской авиакомпании "С-Эйр" вылетел из московского аэропорта Внуково в девять часов вечера. Предположительно он летел по заданию казино "Шангри Ла". Правда, неизвестно, то ли богатый пассажир лайнера решил слетать в Минск поиграть в рулетку, то ли, наоборот, надо было забрать из минского казино какого-нибудь толстосума. Возможно, обе версии правдивы, ведь после того, как запрещенные московские казино и игровые заведения переехали в Белоруссию, столичные богатеи не распрощались с азартной страстью. Только теперь они стали добираться до злачных заведений не на такси, а на самолетах.
Частный самолет ВАе-125 как раз и предназначен для выполнения чартерных рейсов для ограниченного круга пользователей. Он рассчитан на 8 пассажиров и при крейсерской скорости в 800 километров в час способен за полтора часа долететь из Москвы до Минска. Это вполне сопоставимо с временем, проведенным в московских пробках, так что столичные игроманы прекрасно адаптировались к новому графику вечернего отдыха.
Но в рейсе, который потерпел крушение, посторонних не было. Все пятеро погибших принадлежали к авиакомпании-перевозчику. Три члена экипажа - командир Александр Самойлов, второй пилот Сергей Снимщиков и борт-проводница Олеся Латутина. И двое пассажиров - руководитель авиакомпании Марат Ромашкин и его телохранитель Малышев. В полетный список был внесен еще один пассажир Чоридзе, но его по какой-то причине не было на борту.
О крушении стало известно практически сразу после того, как лайнер пропал с экранов радаров. Белорусские спасатели МЧС быстро обнаружили место падения, так как рухнувший самолет проделал 250-метровую просеку в лесном массиве и вызвал пожар.
Причины крушения объявят, когда расшифруют черные ящики. Пока официальные власти Белоруссии воздерживаются от оценок. Известно лишь то, что было до катастрофы. Самолет благополучно долетел до аэропорта, но заходить на посадку стал правее полосы. Авиадиспетчер отправил его на второй круг. Вторая попытка также оказалась неудачной, по какой-то причине лайнер взял много левее от полосы. На третий круг он уже улететь не смог, так как связь с ним прервалась.
В транспортной прокуратуре сказали, что погодные условия в районе аэропорта были вполне удовлетворительными. Видимость до трех тысяч метров, дождя не было.
По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по статье нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта Уголовного кодекса Белоруссии.
Тимофей Борисов
Российские и белорусские власти договорились работать вместе, чтобы выяснять все обстоятельства и причины катастрофы самолета ВАе-125-800В российской авиакомпании "С-ЭЙР".
Вчера утром между министром транспорта РФ Игорем Левитиным и министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Иваном Щербо состоялся разговор, где они обсудили сложившуюся ситуацию, сообщила пресс-служба российского мин транса.
Для расследования причин катастрофы сформирована комиссия Межгосударственного авиационного комитета, который занимается всеми расследованиями катастроф на территории СНГ. Возглавляет ее начальник отдела расследований авиационных происшествий МАК Борис Горюнов. В состав комиссии вошли специалисты Рос авиации и Ространснадзора. Эти ведомства также проведут внеочередную проверку летной работы и состояния безопасности полетов в авиакомпании "С-ЭЙР".
Как стало известно "РГ", 51-летний командир воздушного судна Александр Сергеевич Самойлов окончил Сасовское летное училище гражданской авиации. Налетал почти 12 тысяч часов, прошел переобучение именно для полетов на ВАе-125. В мае этого года повышал свою квалификацию в центре обучения пилотов в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Помощнику командира Сергею Павловичу Снимщикову было 47 лет, он окончил Армавирское высшее военное Краснознаменное училище летчиков. В Санкт-Петербургском университете гражданской авиации в 2006 году прошел курс переподготовки на пилота самолета Ту-154. На самолетах гражданской авиации налетал 825 часов. Он также переучивался на управление ВАе-125 в Дубае. Кроме летчиков во время полета в самолете были бортпроводница Олеся Ивановна Латутина и двое пассажиров, М.А. Ромашкин и П.А. Малышев.
Техническое состояние перед вылетом самолета не вызвало подозрений, хотя ВАе-125-800В был 1987 года выпуска. Последнее тех обслуживание самолет прошел 14 мая этого года в сертифицированном сервисном центре TAG Farnborough Engineering Ltd. в Англии. А подготовку перед полетом провели 26 октября 2009-го, в день катастрофы. После последнего благополучного рейса по маршруту Москва-Ереван-Москва 24 октября замечаний экипажа по техническому состоянию не было. Отложенных неисправностей, то есть неполадок, с которыми самолету разрешают взлет, не зафиксировано.
Татьяна Шадрина
Справка "РГ"
Самолет ВАе-125 рассчитан на перевозку 8 пассажиров и разработан для бизнес-авиации. Длина фюзеляжа - 14,33 м, размах крыльев - 1433 м, максимальная взлетная масса составляет 12,5 т. Максимальная скорость полета - 805 км/ч, практическая дальность - 2,5 тысячи км. Самолеты этого типа выпускаются с начала 1960 года, всего их было произведено свыше 700 ед. Сама авиакомпания "С-Эйр" зарегистрирована как юридическое лицо в Калужской области по адресу: Боровск-2, ул. Взлетная. В ее парке не только Bae-125 но и небольшие самолеты Ту-134, Як-40, Як-42, HS-125.