Третьяковка открывает выставку к 100-летию "Русских сезонов" Дягилева

Эта международная экспозиция поражает размахом. А многие работы в России будут показаны впервые - прежде они хранились в запасниках Третьяковской галереи и Нового Национального музея Монако.

Выставка приурочена к 100-летию "Сезонов": впервые антреприза Дягилева, состоявшая из артистов петербургских императорских театров, выступила в парижском театре "Шатле" 19 мая 1909 года. В ту программу вошли балеты "Павильон Армиды", "Половецкие пляски" из оперы Бородина "Князь Игорь" и "Пир". Триумф гастролей побудил Дягилева продолжать и развивать дело.

На протяжении последующих лет он возил в Париж, а затем в Лондон, Мадрид и далее по всему миру новые программы. Их создатели - композиторы Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев, художники Александр Бенуа и Лев Бакст, балетмейстер Михаил Фокин, танцовщики Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.

Спектакли дягилевской труппы не только сопровождались выставками передовых русских художников своего времени, но и сами по себе во многом напоминали грандиозную экспозицию. С яркостью хореографических открытий соперничали феерические декорации и костюмы, смотревшиеся в золотых рамах сценических порталов как ожившие произведения монументальной авангардной живописи.

Экспозиция на Крымском Валу прослеживает эти перипетии. Эскизы сопоставлены в ней с уникальными фотографиями сцен из спектаклей, позволяя сравнить замысел и его воплощение. Выставка составлена из 500 произведений, собранных в музеях и частных коллекциях России, Европы и США. Примерно половина экспонатов - из запасников Третьяковской галереи. Кроме афиш и эскизов здесь есть реальные костюмы, макеты декораций, портреты, мемориальные предметы.

Многое выставляется в России впервые. Например, значительный блок материалов из архивов Оперы Монте-Карло, среди которых 12 уникальных макетов 1920-х-1930-х годов (в Монте-Карло в течение 18 лет находилась репетиционная база русской труппы, а полвека назад установлен памятник Дягилеву). Впервые собраны вместе около 50 подлинных костюмов для "Русских балетов", в том числе такие раритеты, как конструктивистские костюмы к балету "Шут" по эскизам М. Ларионова и расписанные вручную костюмы Анри Матисса к балету "Соловей". А среди самых известных произведений - занавес к балету "Голубой экспресс", написанный самим Пабло Пикассо и ныне хранящийся в Лондоне.

Большинство фотографий, представленных на выставке, - работы крупных русских и европейских фотохудожников своего времени (тогда это искусство называлось "светописью"). В числе 150 аутентичных снимков - кадры, запечатлевшие спектакли "Весна священная", "Золотой петушок", "Блудный сын", "Половецкие пляски", "Жар-Птица", а также портреты артистов дягилевской труппы - А. Павловой, Т. Карсавиной, О. Спесивцевой, Б. и В. Нижинских, Л. Мясина, В. Фокина.

Кураторы Евгения Илюхина и Ирина Шуманова из Третьяковки, Джон Боулт (Университет Южной Калифорнии) и Зельфира Трегулова (Музеи Московского Кремля) не задавались целью воспроизвести хронологию дягилевских сезонов, а выстроили экспозицию по принципу тематических разделов, последовательно представляя классический балет, "ориентализм", русские историко-этнографические мотивы и, разумеется, авангард.

Подобно дягилевской антрепризе, экспозиция гастролирует по местам былых триумфов русского балета. В Москву она приехала после успешных показов в Монако, а затем ее ждет европейское турне.