Первый случай ВИЧ/СПИДа зарегистрирован в России в 1987 году. А всего через эту печальную статистику прошло более 503 тысяч в основном молодых россиян. И по сей день проблема диагностики, лечения, адаптации в обществе этих людей ничуть не утратила своей остроты. Этому посвящены открывающаяся конференция и наш разговор с сопредседателем конференции со стороны России Главным государственным санитарным врачом РФ академиком РАМН Геннадием Онищенко.
Российская газета: Российское правительство второй год подряд поддерживает проведение конференции, финансирует значительную часть расходов по ее организации. Даже в нынешний период кризиса Россия выступает крупнейшим донором... Почему?
Геннадий Онищенко: Тому есть объективные предпосылки. Конференция предполагает обсуждение регионального противостояния этой беде на постсоветском пространстве, в котором Россия - лидер по отношению государства к проблеме, что закреплено международной декларацией "Группы восьми" в 2006 году. Национальный проект "Здоровье" предусматривает выявление ВИЧ-инфицированных, лечение всех нуждающихся, выполнение программ профилактики. Цель конференции - укрепить региональное сотрудничество, объединить усилия в противодействии эпидемии.
РГ: Геннадий Григорьевич, в чем особенность конференции?
Онищенко: Состав участников форума отражает всю многоликость явления по имени ВИЧ/СПИД. Программа предусматривает участие в обсуждении и выработке решений не только специалистов-медиков, религиозных деятелей, работников образования и представителей гражданского общества, СМИ, но - что, на мой взгляд, чрезвычайно важно, отличает наш форум от других подобных мероприятий - и самих ВИЧ-инфицированных. На равноправных условиях. На предыдущей конференции их было 180, на этой - 250.
РГ: Почему так важно участие их и представителей гражданского общества?
Онищенко: Хотя бы потому, что это позволяет преодолевать дискриминацию людей, живущих с ВИЧ. До начала реализации национального проекта "Здоровье" на диспансерном учете находилось чуть более 50 процентов инфицированных. Теперь - 87 процентов. Это показатель возрастания доверия этих людей к государству.
РГ: Почему так важно именно их доверие?
Онищенко: Потому что наша главная цель - сделать ВИЧ-инфицированных полноправными членами нашего общества. Чтобы они могли реализовать себя в жизни, могли работать, создавать семьи, рожать здоровых детей. В 1989 году я участвовал в расследовании вспышки ВИЧ в детской республиканской больнице в Элисте. Так вот из тех, кто тогда пострадал, 12 человек получили образование, работают, родили нормальных детей. Но это произошло вопреки, а не благодаря отношению общества к этой категории людей. Наша задача сделать так, чтобы такое повсеместно стало нормой взаимоотношений ВИЧ-инфицированных и общества. Кстати, на конференции представители СМИ будут не только в своей привычной роли - освещении события, но и активными участниками специально организованной дискуссии о роли средств массовой информации в формировании этих самых взаимоотношений. Но, очевидно, важнее всего, используя достижения современной науки, медицинской практики, борьбы с наркоманией, ответственного поведения ВИЧ-инфицированных и каждого из нас, сделать невозможным передачу инфекции. На конференции будет обсуждаться идея тестирования школьников на наркотики при обычной диспансеризации. Такое тестирование поможет остановить рост наркомании, будет способствовать профилактике ВИЧ-инфекции и гепатита.
РГ: Эту идею поддерживают не все, усматривают в ней некое нарушение прав человека...
Онищенко: В основном это сторонники международной наркомафии. Мы же обследуем детей на туберкулез, и никто не видит в этом нарушения их прав. Когда наших детей путем ухищрений и запугиваний сажают на иглу, о защите их прав уж точно никто не думает. Тесты позволят на ранней стадии выявить, что школьник употребляет наркотики, и медики смогут ему помочь. Тревожит то, что распространение наркомании среди молодежи привело к тому, что в прошлом году увеличилось число заражений ВИЧ-инфекцией через шприц наркомана. Была прервана многолетняя тенденция к снижению удельного веса этого пути передачи.
РГ: Только что эксперты ООН обнародовали доклад, цифры которого шокируют: Россия потребляет более 15 процентов производимого в мире героина. Россия буквально рвется вперед по потреблению наркотиков. Так, может, стоит все-таки разрешить так называемую заместительную терапию для лечения героиновых наркоманов, когда тяжелый наркотик заменяется более легким, легальным, например метадоном, как это делают в некоторых европейских странах?
Онищенко: Нет! И еще раз нет! Эффективность такой терапии еще никто не смог убедительно доказать. Более того, она сведет на нет успехи, достигнутые в рамках нацпроекта "Здоровье" по лечению и профилактике ВИЧ/СПИДа.
РГ: На конференции запланирован разговор о всеобщем доступе к дорогостоящей терапии всех пациентов с ВИЧ...
Онищенко: Не разговаривать, а докладывать о том, как обстоит дело в реальности у нас в стране и в мире. Кроме этого, запланирован российско-американский семинар, на котором ученые наших двух стран обсудят ход разработки вакцины против ВИЧ/СПИДа.
РГ: До сих пор никак не можем преодолеть, мягко говоря, негатив общества по отношению к ВИЧ-инфицированным, к их детям. Сколько угодно случаев, когда родители, узнав, что в детсаду или в школьном классе появился ребенок с ВИЧ или ребенок ВИЧ-инфицированных родителей, встают на дыбы. В лучшем случае забирают ребенка из этого сада, школы. Самих ВИЧ-инфицированных не везде принимают на работу...
Онищенко: Это проблема не только нашей страны, но у нас она наиболее остра. Вот почему такое внимание на конференции обращено к обсуждению роли гражданского общества в реализации государственной политики по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Последние исследования показывают: в тех регионах России, где общественные организации работают с группами риска, за последние пять лет заболеваемость ВИЧ-инфекцией снизилась в 2,4 раза. В то время как в других субъектах России снижение практически на прежнем уровне. Если раньше финансирование общественных организаций в России происходило прежде всего за счет агентств ООН и Глобального фонда, то сейчас стоит задача обеспечить поддержку этих организаций из национального бюджета. РФ в 2006 году приняла обязательство отказаться от статуса страны-реципиента Глобального фонда, выделив 217 миллионов долларов на компенсацию средств, направленных фондом на проекты в России. То есть фактически переведя российские неправительственные организации на финансирование за счет федерального бюджета. И теперь надо решить вопрос дальнейшей судьбы программ профилактики ВИЧ среди уязвимых групп населения, реализуемых НПО. Это имеет принципиальное значение в борьбе с эпидемией ВИЧ в России.