На спортивной базе "Озеро Круглое", где российские пловцы проводят тренировочный сбор перед московским этапом Кубка мира-2009, собрались не только спортсмены, но и их наставники - государственный и главный тренеры Виктор Авдиенко и Андрей Воронцов.
Подмосковную базу также посетили президент Всероссийской федерации плавания (ВФП), руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин и первый вице-президент ВФП Владимир Сальников. Встреча, на которую пригласили и журналистов, была приурочена к началу нового спортивного сезона.
Так совпало, что встреча на "круглом" прошла как раз после завершения основных заседаний и конференций на форуме "Россия - спортивная держава". В Казани корреспонденту "РГ" удалось побеседовать с первым вице-президентом ВФП Владимиром Сальниковым. Четырехкратный олимпийский чемпион порассуждал о проблемах вида спорта в целом, а также о конкретных перспективах россиян на Олимпиаде-2012.
Российская газета: Владимир Валерьевич, на одном из заседаний форума обсуждалась проблема допинга. В качестве негативного примера привели случай с известным американским пловцом Майклом Фелпсом, которому за его заслуги простили употребление марихуаны. Что думаете по этому поводу?
Владимир Сальников: Слава богу, плавание вышло из того состояния, в котором находилось в 90-х годах, когда случаи применения запрещенных препаратов были довольно частыми. Однако случаи бывают разными. В каких-то моментах мы становимся заложниками ситуации. Я не призываю ослаблять борьбу, но считаю, что нужен индивидуальный подход. Человек может пострадать и по злому умыслу, и по глупости, и по случайности.
Второй момент, который остается за кадром и к решению которого нужно подключиться всем миром, это ответственность тренера и врача. Они находятся в одной связке со спортсменом. Но по нынешнему международному антидопинговому законодательству ни за что не отвечают. Во многих наших федерациях выступают за то, чтобы автоматически исключать тренера из списков сборной команды и дисквалифицировать его на такой же срок как спортсмена. Я думаю, это мера необходимая.
Ситуация не из простых. И при этом отрадно замечать, что в нашем виде спорта все меньше и меньше дисквалификаций. Если посмотрите на официальный сайт ФИНА, то за последние несколько лет отстранены были буквально единицы.
РГ: Это, наверное, благодаря костюмам - так называемому техническому допингу?
Сальников: Как вы знаете, технический прогресс в плавании попытались приостановить. На конгрессе ФИНА было принято решение об изменении правил, связанных с применением пластика при производстве гидрокостюмов. С нового года они вступят в силу. А вот сколько продержатся, трудно сказать. Все-таки решение было больше эмоциональное, без продуманной позиции. Но хочется верить, что этот регламент останется на продолжительное время, потому что всем уже надоела эта чехарда.
РГ: После отмены супербыстрых костюмов улучшать результаты пловцов нужно будет другими способами. В российской сборной нашли нужное направление работы?
Сальников: Мы усилили нашу комплексную и научную группы, нашли толкового руководителя. Эти специалисты займут достойное место в организации правильного научного обеспечения - и с точки зрения методических новшеств, и с точки зрения различных ноу-хау в области спортивных технологий. Прежде всего говорю об оптимизации тренировочного процесса, об определении необходимых коэффициентов по нагрузкам. Они позволят не делать лишних усилий, а работать именно над той проблемной зоной, которая у каждого спортсмена своя, индивидуальная. Это работа не на один год, но в итоге она, несомненно, принесет свои результаты.
РГ: Человеческий фактор тоже играет далеко не последнюю роль. Что скажете о главном тренере?
Сальников: Назначение Андрея Воронцова на эту должность абсолютно оправдалось. Думаю, сейчас он уже вышел на свою основную мощность. Первые полгода он пытался понять, какая у нас система, как принимаются решения, как мы взаимодействуем с министерством. Старался наладить контакт с ребятами, с тренерским штабом. Сейчас период "притирки" завершен. Он пользуется колоссальным авторитетом у тренеров и спортсменов. Качество работы значительно повысилось. В него поверили все.
РГ: Теперь о спортсменах. Каковы их перспективы на Олимпиаде в Лондоне?
Сальников: Сколько будет медалей, сказать не могу. Но достойное, как я считаю, выступление на мировом первенстве в Риме Зуевой, Ефимовой, Изотова и мужского эстафетного квартета открывает перед нами новые горизонты. Очень важно было преодолеть комплекс неполноценности. Спортсмены чувствовали себя чисто психологически не готовыми соревноваться на равных с сильнейшими пловцами планеты. От этой неуверенности были одни проигрыши и оправдания: не доел, плохо спал, заболел, костюм не подходит. А сейчас спросите у нашей эстафеты: помешал ли им костюм? Да они его вовсе не заметили. Эмоциональный подъем был настолько сильный, что все остальное отошло на второй план. Они поверили в свои силы, и, думаю, их не остановило бы и землетрясение. Если такой настрой у ребят сохранится до Олимпийских игр, то они обязательно будут бороться за медали. Да к тому же и партнеров по сборной подтянут. Думаю, наступит время, когда перестанем считать медали на пальцах одной руки.
РГ: Получается, в Лондоне вы рассчитываете исключительно на героев чемпионата мира в Риме?
Сальников: Не совсем так. Думаю, к 2012 году у нас появится свежая кровь. На подходе пять-шесть талантливых ребят. Сначала мы их проверим на серии юношеских стартов, потом будем привлекать в сборную. Самое главное, у них есть желание работать. Будем их всячески поддерживать. Но и наши проверенные бойцы не сдадут позиций. Я уже говорил о ребятах из эстафеты. Но и девчонки - Ефимова с Зуевой - мечтают об олимпийских наградах. Они знают, чего хотят, и, уверен, добьются намеченной цели.