Программа развития потребительского рынка и бытового обслуживания на ближайшие три года, обсуждавшаяся вчера на заседании московского правительства, стала поводом для разговора об узких местах, имеющихся в целом в столичной сфере услуг.
Как доложил руководитель департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков, в ходе работы над предыдущей такой же программой столица создала даже более широкую сеть магазинов шаговой доступности, чем намеревалась. Вместо планировавшихся 4 тысяч их открыто уже более 5 тысяч с лишним. И теперь обеспеченность москвичей торговыми площадями не меньше, чем у остальных европейцев, - 77 квадратных метров на тысячу жителей. Поэтому в течение предстоящей трехлетки такие магазины будут открываться точечно - в местах, где выявится их недостаток.
Главная же проблема, которую предстоит решить городским властям, состоит в том, как сохранить эту сеть? Дело в том, признавались бизнесмены, принимавшие участие в обсуждении программы, что выдержать конкуренцию на рынке с такими небольшими магазинчиками весьма сложно. Даже при той существенной поддержке, которую им оказывает город, в частности, предоставляя помещения в аренду по минимальной ставке в тысячу рублей за квадратный метр, в то время как рыночная цена аренды недвижимости в Москве составляет 15-16 тысяч рублей за квадрат. Закупочные цены для них, как правило, обходятся процентов на 15 дороже. К тому же нужные им 200-300 килограммов сосисок трех сортов поставщик не повезет - ему выгодно иметь дело с теми, кто возьмет сразу тонны две. Значит, подключается посредник - а это накрутка цены еще процентов на 15... В итоге многие владельцы магазинов оказываются перед дилеммой - искать способы, как все-таки сохранить свой бизнес, или лучше перепрофилироваться? Город же все время живет перед угрозой потерять с таким трудом созданную сеть. "Нужно принять городской закон, который защитит магазины шаговой доступности от перепрофилирования или хотя бы обяжет их хозяев согласовывать свои намерения с местными властями", - заявил вчера мэр Москвы Юрий Лужков.
Одновременно город пытается экономически поддержать эти магазины. Как рассказал владелец одной крупной сетевой компании, вместе с департаментом потребительского рынка и услуг они проводят эксперимент по организации доставки наборов товаров одной машиной сразу в несколько торговых точек, предоставляя им еще и скидку на продукты. Если эксперимент удастся, то такая схема логистики будет распространена на весь город.
Цены на продукты первой необходимости, по мнению первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка, можно сдерживать и с помощью государственного регулирования, как это делается во многих странах Европы. Но для этого нужен соответствующий федеральный закон. Но поскольку в проекте закона о торговле, который сейчас разрабатывается Госдумой, такой статьи нет, то столичные власти намерены выйти с законодательной инициативой, чтобы исправить это упущение.
Вместе с тем Москва, как и планировала прежде, будет планомерно избавляться от всех рынков, кроме колхозных. На оставшихся же пока, по словам Лужкова, стоит задача "разнести опт и розницу". Наличие опта в черте города чревато пробками. Пообещали власти в ближайшее время разобраться и с киосками. Их город намеревался снести к 2010 году, но кризис продлил жизнь палаток у метро и на остановках общественного транспорта. Власти не могут не считаться с тем, что они дают москвичам дополнительно 5 тысяч рабочих мест. Но в течение ближайших трех лет, заявил Владимир Малышков, с ними постараются все-таки распрощаться. Шанс уцелеть остается только у газетных и цветочных киосков, ларьков по торговле билетами на транспорт.