Вся цепочка государственных закупок - от их планирования до стадии выполнения заказов - будет сведена в единую информационную базу. В ней будет накапливаться и анализироваться информация о фактических результатах исполнения таких контрактов.
Создание этой базы планируется предусмотреть в концепции федеральной контрактной системы (ФКС). Об этом рассказала вчера журналистам советник министра экономического развития Ольга Анчишкина.
Межведомственная рабочая группа, которая создана при министерстве, уже приступила к разработке проекта концепции. В федеральной контрактной системе весь закупочный цикл, который осуществляет государство, должен быть отражен целиком. Задача формирования такого механизма была поставлена в Бюджетном послании президента на 2010-2021 годы. Ее цель - повысить эффективность использования бюджетных средств. Отслеживать, насколько эффективно расходуются деньги, за счет которых государство закупает товары и услуги, будет минэкономразвития.
Речь идет об огромных суммах. Сейчас, по словам Анчишкиной, только на уровне федеральных ведомств каждый день заключается более тысячи контрактов по госзакупкам. По приблизительным подсчетам, из бюджета на них ежегодно тратится более триллиона рублей. Это отдельный пласт экономики, говорит Анчишкина.
Впрочем, по мнению независимых экспертов, приведенные цифры очень приблизительны. Дело в том, что средства, выделяемые на госзакупки, "размазаны" по всему бюджету - они присутствуют в расходных статьях по отдельным ведомствам, в федеральных целевых программах, социальных расходах бюджета. Но целостной картины по таким расходам нет. Есть проблемы и с отслеживанием госконтрактов. Так, Федеральное казначейство регистрирует их в реестре, Федеральная антимонопольная служба следит за тем, чтобы их размещение шло по закону. Но полный цикл госзакупок не отслеживает никто. И потому, объясняют эксперты, часто невозможно понять, насколько оправданы планы ведомств по госзакупкам, как идет их выполнение, какой ценой и в какой срок достигаются результаты и достигаются ли вообще. Непонятно и то, насколько госконтракты увязаны с исполнением ведомствами государственных функций. Есть пробелы и в нормах, которые регламентируют действия чиновников, которые занимаются госзакупками. Так, например, по логике, отклонение контракта по срокам или цене должно быть сигналом к его пересмотру или каким-то другим действиям. Но у чиновников нет четкого понимания, что можно делать в таком случае. ФКС должна сформировать требования к правам и обязанностям чиновников, вовлеченных в закупочный процесс.
Министерство, рассказывает Анчишкина, будет мониторить процесс на каждой стадии: планирование госзакупок, их увязку с бюджетом, формирование госзаказа и так далее до самого конца. В перспективе это позволит не только управлять ценами, но и своевременно выявлять риски при заключении и реализации госконтрактов, в том числе и коррупционные. А полученная информация станет базой для формирования госзаказа при очередном планировании бюджета. Появится и единая электронная база данных, которая будет работать в режиме онлайн. Правда, как именно изменится для разных ведомств, являющихся госзаказчиками, процедура планирования и утверждения контрактов, а также выделение на них денег из бюджета, пока неизвестно.
Сейчас, говорит Анчишкина, идет работа над общими подходами к формированию федеральной контрактной системы. Затем будет определено, как именно их можно внедрить. Будет разработан план конкретных мероприятий. Однако он вместе с концепцией ФКС будет готов уже до конца ноября, рассчитывают в мин экономразвития. До конца года проект концепции планируют внести в правительство. А со следующего года приступят к реализации этого документа.