В театре эстрады прошел юбилейный вечер Николая Караченцова. Поздравить его пришли и ленкомовцы, и семья, и друзья, и близкие, и все-все-все, кто любил Караченцова в его лучшие годы и молился за него в последние, когда ночная автокатастрофа разделила всю жизнь на "до" и "после"...
Так случилось в его судьбе, что тексты новых ролей в одночасье сменились бесконечной латынью рецептов, а километровые расписания съемочных дней, репетиций и спектаклей - перечнем обязательных визитов к врачам. Так же, как и раньше его взлеты, годы славы, признания, безграничной любви и бесконечной уверенности, что продолжаться это все будет вечно, его трагедия и горе его семьи стали публичными.
К таким издержкам актерской профессии не все общество оказалось готовым. Жестоко выяснилось, что смаковать подробности течения болезни, и не только в желтой прессе, ставить диагнозы и делать прогнозы раньше консилиумов и специалистов - это у нас обыватели любят, а вот признать право на спасительную в таких медицинских случаях надежду - хотя бы надежду - на дальнейшую творческую и просто полноценную жизнь и адаптацию человека - могут только с большим трудом и оговорками.
Неправильно утверждать, что он был нашим героем в прошедшем времени. Он им и остался. Только уже не в кино и на сцене, а в самой что ни на есть реальной жизни. Потому что выжил, потому что смог научиться ходить и писать. Пока только не говорить - но его голосом во всем нашем прокате продолжает говорить озвученный Караченцовым Жан-Поль Бельмондо. Которому в свое время со своей бедой удалось справиться. Справится и наш. Его личная Кончита обязательно ему в этом поможет - не стоит и сомневаться. И сыграет он еще не только на сцене Театра эстрады. Надо только верить и ждать.
...Юбилейный вечер в Театре эстрады на правах самых главных гостей открыл "Ленком" - теплыми словами Марка Захарова о значении творчества Караченцова в нашей жизни и фрагментами из спектакля "Юнона и Авось", а маленький внук Николая Петровича его закрыл, выбравшись из огромного надувного торта и поведав миру о том, что он - Караченцов Петр. Сам юбиляр на сцене появился дважды: спустившись со сцены в зрительный зал в самом начале, и поднявшись со своего места и за ручку с внуком и женой прошествовав обратно за кулисы в самом конце. Все поздравления, телеграммы (от Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Юрия Лужкова, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла), подарки и государственную награду - орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени - он принимал сидя. Слухи о том, что в день своего рождения Николай Караченцов будет участвовать в спектакле в его честь, оказались сильно преувеличенными. По задумке, от которой отказались, он должен был бы сидеть на сцене и сыграть этот спектакль одними глазами. Но видели бы вы его крупные планы, когда к лацкану его пиджака прикалывали орден, или же когда благодарили его жену - Людмилу Поргину, отметив ее христианские заслуги орденом Великой княгини Евдокии Московской - светской наградой со статусом знака Патриархии! Глаза гениального актера и его фантастическая уже восстановившаяся (!) мимика могут тронуть сердце, потрясти душу и рассказать людям гораздо больше, чем многие заполонившие Москву оглушительные и "масштабнобюджетные" шоу, о которых забываешь в ту же минуту, в которую они заканчиваются...
Что обещал Шамиль Тарпищев, подарив Николаю Караченцову непобедимую теннисную ракетку, или что вытворяли на сцене ярославские каскадеры, посетовав, что юбиляр всегда отнимал у них работу, предпочитая все трюки в кино выполнять сам, без дублеров (иногда ценою сломанной руки и ноги); какую картину привез из Санкт-Петербурга "главный митек" Дмитрий Шагин, как завел зал Олег Газманов и какую "щелыковскую лирическую" песню исполнила Гильдия киноактеров России, а также многое другое, что делали на юбилейном вечере "Виват, Петрович!" в Театре эстрады, в ближайшем времени покажут по телевидению, - ВГТРК готовит трансляцию. А пока - что там говорили.
Марк Захаров, режиссер, художественный руководитель театра "Ленком":
- Нам очень радостно сознавать, что Николай Петрович Караченцов вышел из стен нашего "Ленкома" в российский кинематограф и русскую культуру и занял в ней почетное, красивое и уникальное, ни с чем не сравнимое место. Мы очень горды этим обстоятельством, и еще тем, что однажды, на худсовете, прозвучало несвоевременное предложение Николая Петровича, который смотрел вглубь и вдаль. Он сказал: давайте назовем этот театр "Ленкомом". На него зашикали, и шикали до тех пор, пока не началась перестройка, и тогда театр воспользовался городским фольклором и предложением Николая Петровича и стал московским государственным театром "Ленком". Мы бесконечно благодарны Николаю Петровичу за строительство этого театра, за 74-й год, за первые аншлаги "Тиля Уленшпигеля", за его удивительный космический взлет в "Юноне и Авось", где он сыграл главную роль, которая сделала его мировой звездой. Он снискал большую любовь и уважение в Америке, Франции и Голландии. В Америке даже сказали: они (то есть мы) привезли с собой еще одного бас-баритона... У них нет такого артиста, у нас - есть. И я потом в течение четырех лет так его и звал, и до сих пор так его называю в приступе любовной неги: бас-баритон вы наш, Николай Петрович... Этот юбилей во многом итожит его жизнь, его борьбу, его созидание, его движение ввысь и дальше. Николай Петрович, делайте в жизни сейчас только то, что вам комфортно, то что вам приятно, то что вам удобно, то, что вам радостно, - то, что подскажет вам Людмила Андреевна. Пожалуйста, берегите себя!
Людмила Поргина, актриса, жена Николая Караченцова:
- Женщина в этой жизни испытывает очень много всяческих потрясений, болей, и какое же это счастье, когда мы находим силы преодолеть их, поднять своих близких, побороться и радоваться жизни. Орден, которым меня наградили - за радость к жизни, за победу жизни над смертью, которая грозила. Этот орден для меня, наверное, самый почетный. Я выполнила свой долг, долг человека, который безумно любит своего мужа и любит жизнь. И какое же счастье, что Николай живет, что видит вас и что празднует свое 65-летие вместе со всеми, кто пришел его поддержать. Растут наши внуки. Рядом с нами мяукает кошка, гавкает собака и поет кенор. Жизнь продолжается!
Максим Дунаевский, композитор:
- Жена Николая Петровича заслужила все те же самые поздравления, которые получил и он, потому что она на часах очень много лет рядом с ним... Помнится, как мы с Николем Караченцовым решили от суеты людской скрыться как можно дальше и уехали в деревенскую глушь в город Лос-Анджелес. И там был создан альбом - единственный альбом, который для него был написан и им спет. Вообще изумительное время было, когда мы все вместе сочиняли песни - Илья Резник, я, Николай, тут же их записывали, оранжировали, переписывали снова, и так целый месяц настоящего творчества. Правда, Караченцов поставил одно условие - сказал, чтобы каждый день с ним играть в теннис и после тенниса - пиво. Эти условия были выполнены. И конечно же, поскольку альбом был очень автобиографичен, каждая песня - это был его определенный шаг в жизни, то не могло было обойтись без песни, которая посвящалась любимой женщине, то есть жене. Долго выбрали. Альбом назывался "Моя маленькая леди", и песня заглавная была "Моя маленькая леди", но решили, что это не очень соответствует, потому что жена его не маленькая, и не леди вовсе, а скорее ураган, шторм, буря и натиск... Что же тогда выбрать? И тогда попались на глаза слова Илья Резника под названием "Ветреная женщина"... Я так с подозрением на это посмотрел, но Николай очень ухватился за этот текст. Я думаю: ну хорошо, ну все знают, что его жена - это ураган, шторм, буря и натиск, но ветреная?.. На что он выдал абсолютную тайну, которую никто не знает, даже жена - посмотрел так хитро на меня и сказал: ты не был с ней знаком тридцать лет назад...
Алексей Рыбников, композитор:
- Громадное спасибо тебе, твоему гению за то, что ты во многом определил судьбу "Юноны и Авось", судьбу "Ленкома", и судьбу вообще российского музыкального современного театра. И особенно низкий поклон - за то, что своим творчеством ты определил и мою судьбу, - во многом благодаря тебе так вот все и случилось в моей жизни... Что касается того, что с тобой произошло, этих обстоятельств... Ты помнишь, у нас с тобой есть девиз: "Авось!". С чего все и начиналось...