29.10.2009 00:17
    Поделиться

    Петербургская актриса Галина Короткевич удостоена "Золотого софита" за творческое долголетие

    Второго ноября народной артистке России, актрисе Театра имени В. Ф. Комиссаржевской Галине Короткевич будет вручена театральная премия.

    "Золотого софита" актрису удостоят "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Петербурга". Накануне события корреспондент "РГ" встретилась с актрисой.

    Театралы со стажем до сих пор помнят роли Галины Короткевич на сцене Театра имени Ленсовета (тогда он назывался Новым театром) в спектаклях Николая Акимова "Тени", "Дело", "Европейская хроника", "Весна в Москве". Иосиф Хейфиц и Надежда Кошеверова сняли фильм "Весна в Москве". После этого исполнительнице главной роли Нади Ковровой, рассказывают, по улице невозможно было пройти. Нынешним звездам сериалов такая популярность даже не снилась. Есть в биографии актрисы и такие факты. Нору в "Кукольном доме" Г. Ибсена она сыграла более 600 раз. А в "Миллионерше" Б. Шоу - 786, пока спектакль не закрыли "из-за изношенности декораций".

    Недавно в репертуаре театра появилась комедия Ганы Слуцки "Шесть блюд из одной курицы" в постановке Валерия Гришко. Роль матери, оказавшейся предприимчивой миллионершей, безумно любящей своего сына, разорившегося бизнесмена, блестяще играет Галина Короткевич. Практически невозможно попасть на спектакль (он идет на малой сцене, в зале всего 50 зрителей), и из уст в уста передаются рассказы о том, что легендарная актриса, "которой уже под 90", творит чудеса: чуть ли не стойку на голове делает, на шпагат садится...

    Галина Короткевич: Почему Виктору Абрамовичу (Новиков, художественный руководитель Театра имени Комиссаржевской. - Авт.) пришла мысль дать эту "Курицу" мне - не знаю. Он ведь мог дать ее любой другой актрисе. Но мне кажется, что я не посрамила ни театр, ни режиссера, ни Виктора Абрамовича. Может быть, не всегда все получается, как хочешь. У меня был такой случай. В молодости я играла Нору, на спектакль пришла внучка Ганзена, переводчика Ибсена. Мне казалось, что в тот вечер я играла как никогда хорошо. Ганзен была в восторге, подарила мне корзину цветов, шампанское. А режиссер спектакля Надежда Николаевна Бромлей сказала: "Галина Петровна (она всех называла по имени-отчеству, хотя я была на 50 лет моложе ее), худшего спектакля я еще не видела!"

    За что, вы говорите, будут меня награждать? За роль в "Курице"? Нет? А-а, за долголетие. Значит, за старость! Знаете, сколько лет я на сцене?

    Российская газета: Шестьдесят?

    Короткевич: 68! С 1941 года. Всю войну я играла на передовых. Я, единственная первокурсница, попала в агитбригаду нашего театрального института, потому что с детства занималась хореографией в ДК имени Горького в студии знаменитого балетмейстера Бориса Александровича Фенстера, руководителя балетных трупп Малого оперного театра, Кировского. Я танцевала на мобилизационных пунктах, в концертах для солдат, отправлявшихся на фронт. Мы ездили в воинские части, на Ладогу, дали более двух тысяч концертов. У меня до сих пор хранятся командировочные направления на передовую. Есть медаль "За оборону Ленинграда", знак "Участнику Дороги жизни". Фронтовые годы дали мне такую закалку на всю жизнь! И духовную, и профессиональную. С тех пор я верю в чудеса.

    РГ: Недавно губернатор Валентина Матвиенко вручала вам премию правительства Санкт-Петербурга.

    Короткевич: Я очень спокойно отношусь к наградам. Это все дело относительное. Я знаю цену труда, цену отдачи многих-многих актеров, которые не имеют никаких званий и наград. Как судьба сложится. На мою долю почести случайно выпали... Самая высокая награда, не сравнимая ни с чем, - если в памяти зрителей остается твоя роль, созданный тобой образ, когда на улице подходят и говорят: "Спасибо вам за роль, которую вы сыграли 50 лет назад. До сих пор помню ее". Вот это счастье! Несколько раз после спектакля "Утоли моя печали..." за кулисы ко мне приходили незнакомые мужчины со словами: "Простите меня за мою маму!" В глазах у них были слезы. Дороже этого ничего нет. Значит, запало в душу.

    РГ: Не скрываете возраста?

    Короткевич: Как я могу скрыть, когда это знает каждая собака?! (Хохочет.) Смешно скрывать, хотя я даже боюсь вслух произносить эту цифру - 88.

    РГ: Наверное, к своему 90-летию уже что-то придумали?

    Короткевич: Есть кое-какие мысли. Если, конечно, буду жива. Сегодня разговариваю с вами, а завтра - ку-ку, привет! Все может быть. Это в 30, 40, 50, 60, даже в 70 лет можно строить планы на будущее.

    РГ: А что помогает вам находиться в отличной форме? Привычка? Сила воли?

    Короткевич: В какой "отличной"? Просто я такая есть, организм такой. Мама моя еще лучше выглядела. Но она рано ушла из жизни. Ничего хорошего в свой адрес не делаю. У меня это просто не получается, поверьте. Я не занимаюсь безумными гимнастиками, совершенствованием своей фигуры. Всю жизнь пашу, как обыкновенный человек: готовлю, убираю, стираю, хожу в магазины. Я не хвалюсь и не уничижаю себя. Может быть, и надо бы заниматься собой. Нет у меня и каких-то сверхъестественных кремов. Вот накрасила губы, пошлепала себя по щекам, и все. (Хохочет.) К косметичкам никогда не ходила. Наверное, потому, что у меня денег на них не было. Я же помогаю семье.

    РГ: А зарядку делаете?

    Короткевич: Что вы! Моя зарядка - хозяйство. Принесешь 5-6 килограммов картошки на четвертый этаж - вот тебе и зарядка. Сейчас, правда, не ношу: недавно упала - и произошло отслоение мениска.

    РГ: В 80 лет по-прежнему хочется играть?

    Короткевич: Не то слово! Я не могу не работать. Когда я на сцене, то живу полноценной жизнью, а когда в быту - то просто существую. Я тоскую, когда у меня мало спектаклей. Актерская работа, вульгарно говоря, наркотик. Я всегда говорила, что если бы передо мной стоял выбор: встать за прилавок и получать в 5 раз больше денег или играть бесплатно роли, - то я пойду играть и буду ночами штопать чулки...

    Мне странно слышать, когда обо мне говорят: "В таком возрасте она еще играет!" Если бы я не могла, то и не играла бы. А если играю, значит, могу, и не имеет значения, сколько мне лет! Очень часто паспортные данные не совпадают с физическими возможностями. Вы согласны?

    Поделиться