29.10.2009 00:16
    Поделиться

    В Санкт-Петербурге готовится к экспертизе картина, предположительно принадлежащая кисти Михаила Лермонтова

    Лермонтоведы ищут деньги на проведение экспертизы полотна, которое может оказаться неизвестной доселе картиной поэта.

    У специалистов, ее осматривавших, почти нет сомнений: это настоящий Лермонтов, - но авторство необходимо подтвердить официально. Полотно находится дома у тенора Мариинского театра Константина Плужникова уже несколько лет, но только неделю назад о нем стало известно широкой общественности.

    - Картину я купил восемь или девять лет назад в местном антикварном магазине вместе с еще четырьмя полотнами русских художников. Продавец сказал, что это может быть Лермонтов, - рассказывает Константин Плужников. - К Лермонтову как художнику я отношусь без восторга, но изображенный романтический сюжет мне понравился, несмотря на то что это явно дилетантская работа - судя по дате на обороте, ему тогда было всего 23 года. Картина нуждалась в реставрации, я привел ее в порядок и повесил у себя в кабинете, рядом с полотном Бенуа.

    Заказать экспертизу, чтобы точно установить авторство картины, Плужников никогда не стремился. Он и так всегда был уверен, что обладает подлинником.

    О местонахождении, возможно, новой картины Лермонтова стало известно совсем недавно. Когда лермонтовед и редактор музыкального раздела фундаментальной электронной библиотеки "Русская литература и фольклор" РАН Александр Князев пришел к ее владельцу с просьбой предоставить записи романсов на стихи поэта для выпускаемой серии компакт-дисков "Лермонтов в музыке", Константин Ильич вскользь упомянул, что обладает картиной. А накануне 195-летия поэта картину осмотрел народный художник СССР Борис Семенов, который сделал около тридцати копий лермонтовских картин для всех основных музеев России, связанных с именем Лермонтова.

    Борис Семенов высказывает уверенность, что полотно принадлежит кисти Лермонтова: "Принадлежность Лермонтову этого полотна подтверждают характерные мазки в передаче воды, камней, воздуха. Они выписаны с теми же особенностями в передаче золотисто-коричневых тонов, что и, к примеру, в картине "Кавказский вид возле селения Сиони". В позициях фигур видно явное сходство с работой Лермонтова над картиной "Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой".

    В надписи на оборотной стороне холста "Лермонтовъ. 1837" Александр Князев, которому довелось работать с рукописями поэта, усматривает руку Лермонтова. Особенно, подчеркивает он, характер почерка виден в написании цифр. Кстати, в женском образе, запечатленном на картине, ему видится сходство с другими изображениями Варвары Лопухиной, в которую был влюблен Михаил Лермонтов.

    Впрочем, ни атрибутирования картины, ни экспертизы никто не делал, поэтому с уверенностью говорить об увеличении художественного наследия поэта пока рано. До сих пор официально подтверждено существование тринадцати картин Михаила Лермонтова. Семь из них находятся в Петербурге, в Пушкинском Доме.

    Что касается якобы нового лермонтовского полотна, то Константин Плужников говорит, что готов вести переговоры о его продаже музею, но ни о какой передаче в дар не может идти и речи.

    Поделиться