Губернатор Московской области Борис Громов сообщил на пресс-конференции в минувшую пятницу важную новость для подмосковных льготников. Начиная с будущего года они смогут бесплатно ездить на общественном транспорте только по территории своей области, в Москве же им придется ездить за "живые" деньги.
Предназначенную льготу правительство Подмосковья решило монетизировать, то есть заменить денежной компенсацией. О какой сумме идет речь, губернатор не уточнил, похоже, областные власти еще не готовы ее обнародовать. Нововведение Громов объяснил желанием оказывать помощь адресно тем, кто реально в ней нуждается: "Один человек по карточке ездит 30-40 раз в месяц, а другой - ни разу. Понятно, кто по этим проездным ездил: дети, внуки..."
Как выяснил корреспондент "РГ", это известие оказалось неожиданностью и для московских властей. Дело в том, что между Москвой и Подмосковьем ежегодно заключается соглашение об обеспечении равного доступа к услугам общественного транспорта для отдельных категорий граждан в порядке оказания мер поддержки, относящихся к ведению как РФ, так и субъектов РФ. В соответствии с ним москвичи ездят по своим социальным картам по Московской области, где у многих имеются дачи, а жители Подмосковья тоже по социальным - по столице. Затем происходят взаимозачеты за понесенные расходы между бюджетами двух регионов. Такая практика вошла в жизнь с 2005 года, когда попытка Подмосковья лишить своих льготников права на бесплатный проезд вызвала у жителей протест в виде митингов. В районе Химок пенсионеры даже пытались перекрыть дорогу. Позже власти нашли форму, устраивающую обе стороны.
Проект аналогичного соглашения с Московской областью, как сообщил корреспонденту "РГ" министр финансов города Москвы Юрий Коростелев, готовится столичным департаментом транспорта и связи и на 2010 год. О том, что власти Подмосковья не намерены его больше подписывать, не известно ни финансистам, ни экономическому блоку правительства Москвы, ни транспортникам. "Я знаю, что у Московской области имеются финансовые трудности, - прокомментировал ситуацию Коростелев. - Если Москва аккуратно рассчитывается за пользование льготниками общественным транспортом по этому соглашению, то область задолжала столице 2,3 миллиарда рублей". Как стало известно корреспонденту "РГ", свой долг подмосковные власти предлагают погасить либо продажей земли столице под кладбища, в которой так нуждается Москва, либо недвижимости - другой возможности у них просто нет.
Судя по тому, что бюджет Московской области на 2010 год, недавно принятый Московской областной Думой в окончательном чтении, стал почти на треть меньше, чем в нынешнем году, и с доходами, и с расходами у Подмосковья сейчас действительно проблемы. И хотя в начале года Борис Громов заверял жителей: "Несмотря на финансовый кризис, социальные программы и социальные расходы сокращены не будут", сохранить социалку в прежних объемах, судя по всему, властям не удастся. Например, права льготного проезда на скоростных электричках, как и возможности покупать абонементы на пригородные поезда, жителей Подмосковья лишили еще летом. Теперь дело дошло и до ограничения проезда на общественном транспорте в столице, так как очевидно, что денег на те же 30-40 поездок, которые вызвали возмущение губернатора, явно не дадут.
Зато, как заверил корреспондента "РГ" руководитель департамента социальной защиты населения Владимир Петросян, правительство Москвы никаких новшеств и никаких ограничений вводить не намерено. Как ездили жители столицы по социальным картам, так и будут ездить. Деньги на оплату их поездок заложены в проект бюджета.
Между тем бесплатный проезд столичных льготников в общественном транспорте по городу обходится бюджету Москвы в 33 миллиарда рублей.