Себя показать и академиков послушать - с этой целью более двухсот молодых и подающих надежды ученых из НИИ Российской академии наук собрались на этой неделе в подмосковном Звенигороде. Мероприятие назвали первым съездом молодых ученых РАН и делегировали для участия в нем 25 академиков и 15 членов-корреспондентов.
А накануне были подведены итоги конкурса на присуждение грантов президента РФ для государственной поддержки молодых учёных. Вместе с организаторами собранного по этому случаю "круглого стола" на вопросы журналистов отвечали и первые грантополучатели: Софья Бокова (институт общей физики им. А.М.Прохорова РАН), Иван Гайнуллин (МГУ им. М.В.Ломоносова), Михаил Каленков (Физический институт им. П.Н.Лебедева), Артем Рыженков (МЭИ).
Как сообщили представители Федерального агентства по науке и инновациям, за четыре сотни грантов для молодых кандидатов наук боролись почти три тысячи соискателей. А на 60 "докторских" грантов было подано 300 заявок. По словам Александра Клименко, заместителя главы Роснауки, число грантов в этом году сокращено - со 100 до 60 у докторов и с 600 до 400 - у кандидатов наук. Зато размер увеличился. Причем, у кандидатов наук сразу в четыре раза - со 150 до 600 тысяч рублей. У докторов сумма грантов достигла миллиона рублей.
Организаторы с удовлетворением отмечали, что конкурс, а он проводится уже тринадцать лет, постепенно молодеет. В 2009 году средний возраст победителей среди кандидатов наук составил 28 лет, среди докторов - 33 года. Анализ участников по областям знаний по-прежнему указывает на то, что доминируют общественно-гуманитарные науки, хотя заявки принимались по десяти областям знаний. Подавляющее число соискателей работают в академических НИИ и вузовской системе, технопарки, наукограды подобной активностью не отличаются.
В какой мере адресная поддержка в виде президентских грантов может способствовать сохранению в российской науке талантливой молодежи? И что на этом фоне предлагает Запад? По мнению Михаила Каленкова и Артема Рыженкова, у которых свежи впечатления от работы в Германии, там технически более оснащенные лаборатории и мастерские. А у нас же, по их выражению, "на несколько десятков кафедр - всего несколько мастерских.
Технический персонал низко оплачивается". Однако уезжать из России никто из них не планирует. В течение двух лет грант позволит молодым ученым продолжить свои разработки, частично реализовать какие-то проекты, посетить научные конференции.
Среди прочих был задан и вопрос о том, должен ли ученый популяризировать свои работы? Артем Рыженков по нашей просьбе согласился именно в такой - популярной - форме представить читателям "РГ" свою работу, которая называется "Исследование процессов наноуровневой модификации функциональных поверхностей оборудования трубопроводных сетей систем теплоснабжения".
- Молекулярными модификациями поверхности у нас в России занимаются давно, - объяснил он. - Есть разработки, относящиеся еще к прошлому веку. Просто тогда это по-другому называлось. А практическое применение моей работы позволяет сделать внутреннюю поверхность трубопроводов более пригодной для прокачивания воды, и прежде всего - снизить сопротивление...
"Ага! - догадались мы. - Будем легче скользить вода по трубам, значит, меньше придется работать насосам. Выходит, чистая экономия электроэнергии. Молодец, Артем!"
На достигнутом, как мы поняли, наш герой останавливаться не хочет. Нас убедить - это полдела. А вот, чтобы идеи овладели производством, тут еще работать и работать.