02.11.2009 00:20
    Поделиться

    Юрий Башмет дал российским зрителям возможность услышать сразу 12 скрипок легендарных мастеров

    На сцене Большого зала консерватории в Москве финишировал необычный музыкальный проект, аналогов которому в мире нет. Юрий Башмет с "Солистами Москвы" выступили в городах России (Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Москва) на легендарных инструментах Страдивари и Гварнери, хранящихся в фондах российской Госколлекции уникальных музыкальных инструментов.

    Возможно, идея воссоединить инструменты великих мастеров на сцене и создать акустический идеал струнного ансамбля приходила в голову разным музыкантам. Но, как заметил Юрий Башмет, мечтавший о таком проекте много лет, воплотить его на практике было почти невозможно. Сегодня скрипка со знаменитым клеймом Страдивари - мальтийским крестом и инициалами А.S. в двойном круге - стоит миллионы долларов и является сенсацией любого аукциона (самая дорогая под названием "Хаммер" была продана на аукционе Christie s за 3,544 млн долларов), кроме того, большинство из четырехсот сохранившихся в мире "Страдивари" находятся в частных коллекциях и почти два десятка - в российской Госколлекции уникальных музыкальных инструментов. Но вытащить их из сейфа и вынести одновременно на сцену - событие из разряда сверхординарных, требующее не только адекватных по уровню исполнительских сил, но и строгой организации, охраны, страховки инструментов. Поэтому на всех маршрутах "турне Страдивари" по российским городам у знаменитых скрипок были и персональная охрана, и личный транспорт - бронированный автобус.

     
    Видео: Сергей Куксин

    В Большом зале консерватории Юрий Башмет и "Солисты Москвы" представили одновременно двенадцать инструментов Страдивари, а также Гварнери, Руджери и других знаменитых итальянских мастеров из фондов Госколлекции. Ничего подобного в других странах до сих пор не случалось. Известный скрипач Сергей Крылов, прилетевший из Кремоны с еще одной Страдивари 1734 года, припомнил лишь один в чем-то схожий пример: когда он исполнял в концерте "Времена года" Вивальди на четырех Страдивари.

    Фактически, то, что предложил публике Юрий Башмет, это не просто редкое событие или просветительская акция. Это абсолютно новый тип музыкальных ощущений, своего рода акустическое гурманство, наслаждение звуком инструментов. Вряд ли даже во времена Страдивари современники мастера могли услышать одновременно такое количество его инструментов. Тем более что звук скрипок только "настаивается" со временем, как хороший коньяк. И первое же произведение программы, прозвучавшей в Большом зале, - Дивертисмент N1 для струнных Моцарта, открыло этот особый, легко "дышащий" и одновременно яркий, объемный звук Страдивари.

    "Солисты Москвы" всегда отличаются тщательностью музыкальной отделки и тонким тембральным ансамблем. Но в данном случае сами инструменты сливались в волшебное по красоте звучание, где ориентиром выступал не только моцартовский текст, но и акустическая гармония Страдивари и Гварнери. Причем инструменты у "Солистов" звучали полновесно, свежо, без привычной "тускловатой" краски, характерной для старых инструментов. Башмет дал возможность залу сравнить звучание почти всех инструментов, представленных на сцене, предлагая музыкантам сыграть небольшие соло. Главное же скрипичное соло - 5 каприсов Паганини в исполнении виртуоза Сергея Крылова, наоборот, было представлено в переложении Эдисона Денисова для скрипки и камерного оркестра, прозвучавших с резкой интонацией модерна в общей благозвучной, педалирующей тему звуковой гармонии, картине концерта.

    Прямая речь

    Юрий Башмет, альтист, дирижер, народный артист СССР:

    - Я мечтал о таком проекте много лет: услышать много инструментов Страдивари вместе. Когда звучит одна скрипка Страдивари - это восхитительно, но двенадцать! Это не в 12 раз восхитительнее, поскольку музыка не арифметическая величина. Полтора года назад мы впервые сыграли на инструментах Страдивари в Большом зале консерватории, а теперь решили пойти дальше, "в народ", по городам России. Мы хотим, чтобы люди услышали эти инструменты, чтобы они не были только музейной ценностью. Коллекция должна принадлежать всем, а не никому. Наш проект я считаю эпохальным событием, лично для меня - подобным полету Гагарина в космос. Что может быть дальше? Разве только сыграть на Луне. Мы планируем записать диск, дальше развивать этот проект не только в России, но и в других странах.

    Поделиться