Шансов получить поддержку думского большинства у этой идеи немного. Но факт остается фактом: в нижнюю палату российского парламента внесен проект закона о запрете рекламы биологически активных добавок (БАД) на телевидении, радио и в печатных СМИ.
Журналистам эту информацию официально подтвердили в аппарате Государственной думы. Автор нововведения - член фракции "Справедливая Россия" депутат и врач-педиатр по первому образованию Антон Беляков. Он требует введения запретительных поправок в статью
25 федерального закона "О рекламе" и готов на исключения только для медицинских и
фармацевтических изданий.
Что могут изменить в нашей жизни предлагаемые поправки и что думает об этом их инициатор?
По словам Белякова, сейчас на нашем рынке в обращении более шести тысяч разного рода биодобавок, только в этом году зарегистрировано 1825 наименований. БАДам, в отличие от лекарств, не требуется многоуровневой проверки перед тем, как попасть в аптеки. А это широкое поле для подделок и фальсификаций. "По данным Роспотребнадзора, - утверждает Беляков, - 39 из 87 предприятий-изготовителей БАДов не соблюдают санитарные нормы.
Но еще большая опасность в другом. Продавцы в явной и не явной форме позиционируют биологически активные добавки к пище как лекарства. Да и сами лекарства, считает Антон Беляков, не должны рекламироваться на всех углах и во всех СМИ, а только в специализированных. Эту свою инициативу он предал публичному обсуждению еще накануне. И по просьбе "РГ" объяснил, почему.
- Пора ломать сложившуюся логику мышления. Ведь 78 процентов россиян предпочитают лечиться самостоятельно. Реклама лекарств - это зомбирование. А если так, надо запретить все, связанное с рекламой лекарств: плакаты, билборды, ток-шоу, прямую рекламу на телевидении, во всех газетах и журналах, кроме специализированных, косвенную - на радио.
Сторонники этой точки зрения упирают, в частности, на такой "факт". По их данным, из десяти самых продаваемых в России препаратов два практически не обладают терапевтическим эффектом. Производители товара знают об этом и продолжают его широко рекламировать и продавать. В этой связи нельзя не вспомнить недавний скандал вокруг крупнейшего концерна "Пфайзер". Этот фармацевтический гигант был обвинен в маркетинговом мошенничестве и оштрафован властями США на 2, 3 миллиарда долларов. Компания, подрастерявшая репутацию на Западе, у нас все еще крупнейшая и уважаемая. В новом учебнике "Фармацевтический маркетинг", предназначенном для медицинских вузов, реклама этой фирмы занимает почетное место на двух глянцевых страницах.
Нам показалось важным разыскать авторов этого учебного пособия и узнать их мнение относительно последних инициатив депутата Белякова.
- Во всем должна быть мера и рациональный подход, - дипломатично отреагировала на наш звонок доцент ММА им.И.М.Сеченова, доктор фармацевтических наук Мария Денисова. - У нас, как известно, есть препараты рецептурного и безрецептурного отпуска. Все те лекарства, которые разрешены к самолечению, должны быть допущены в рекламу. Потребители имеют право на эту оперативную информацию. А вот реклама рецептурных препаратов должна быть доступна только специалистам и размещаться в специализированных СМИ, либо презентоваться на конференциях, через медицинских представителей - если это не пропаганда, а презентация своего продукта...
Доцент Денисова дала понять, что в нынешнем виде законодательные инициативы г-на Белякова поддержаны не будут. О необходимости доработки законопроекта говорят и на форумах. Посетитель по имени Doofy высказался так: "Любой запрет, не понятно как обоснованный, влечет за собой подозрение в нечестности намерений. На мой взгляд, необходимо усилить контроль за качеством лекарственных средств. Хватит мелом торговать!"
Есть и такая точка зрения, что под предлогом запреты лекарственной рекламы в массовых СМИ лоббируются интересы узко специальных медицинских журналов и газет. Это ж такой подарок для них! Они, как в золоте, будут купаться в рекламных миллиоонах. Беляков в ответ смеется:
- Бред собачий!
Но вот что нам рассказали в рекламном отделе весьма известного печатного издания:
- Сейчас в большинстве крупных газет поступления от лекарственной рекламы могут достигать 50 процентов ее общего объема. В абсолютных цифрах - до 25 миллионов долларов в год. Только от лекарств и БАДов!
А что касается судьбы законопроекта, тут рекламный менеджер солидарен с доцентом медвуза:
- Думаю, его не примут. Я знаю, что такое серьезный бизнес. В ответ на инициативу Белякова начнется лоббирование интересов фармацевтических компаний. Хотя если быть честными с самими собой, то можно сказать, что все, что сейчас происходит с рекламой лекарственных препаратов - это большое безобразие. Она, конечно, вводит людей в заблуждение, дает необоснованные надежды. И люди на это покупаются - вместо того, чтобы сходить к толковому врачу. Но только запретами ситуацию не исправишь. Полагаю, гораздо важнее следить за качеством того, что производят, и того, КАК это рекламируют.