Юрий Богомолов: Бесконечный "Ледниковый период" надоел, как затянувшаяся осень

Близится к концу телеверсия "Адмирала". Позади сериал "Исаев". Максиму Максимовичу в минувший четверг был вручен паспорт на имя Макса Отто фон Штирлица. Дан приказ ему - на Запад, в Германию. Нам - оставаться на местах, переживать за Александра Васильевича Колчака и участников бесконечного "Ледникового периода".

Практика бесконфликтности

"Период", честно говоря, поднадоел. Как затянувшаяся осень. Похоже, и самим участникам. Восторги ведущих шоуменов и судей однообразны, как осенние дожди. Само катание - зрелище малоувлекательное с эстетической точки зрения и не выдерживает сравнения в профессиональном отношении с транслируемыми по другим каналам турнирами фигуристов. А чисто спортивный интерес давно исчерпан. Видно, что результаты соревнования подгоняются под закономерные итоги.

Только шероховатости на этом пути и оживляют интригу гладкого, как ледяной каток, шоу.

Пару выпусков назад председатель жюри выразила неудовольствие судейством Юрия Николаева, занизившего на одну десятую оценку одной из пар. По-настоящему ее разозлил Дмитрий Шепелев, распорядившийся баллами по своему усмотрению. В прессу даже проникла информация о попытке Татьяны Тарасовой покинуть шоу в разгар его записи. В какой-то момент возникло напряжение в отношениях с жюри у ведущей Анастасии Заворотнюк, оставшейся недовольной оценками той пары, в которой выступал ее муж Петр Чернышев. Постоянно обиженной себя чувствует Анастасия Волочкова. Впрочем, судя по всему, у нее такое амплуа и по жизни.

Наконец, случилось настоящее несчастье: Марат Башаров сломал ногу и выбыл из соревнования. Его место в паре с Татьяной Навкой занял Егор Бероев, а пострадавший занял место за судейским столиком, что стало источником очередного сомнения на счет честной борьбы в шоу. Марат неожиданно занизил оценку одной паре. Потом признался, что сделал это в пользу своей бывшей партнерши - Татьяны Навки. Зрители вознегодовали, Татьяна Анатольевна поджала губы. Марат растерялся. Стало интереснее жить. И рейтинг проекта чуть возвысился.

Не исключено, что все эти и прочие осечки, подсечки и спотыкания на ровном месте искусственно введены в шоу. Ведь ничто так не служит украшению телевизионного продукта, как сопутствующие ему закулисные скандалы, уши которых, так или иначе, вылезают из-под дежурных восторгов закадрового ведущего.

Надо думать, несколько приподнимется рейтинг следующего юмористического концерта Михаила Задорнова на Первом канале, поскольку и он оказался поперченным, притом абсолютно нечаянно, неосторожной накладкой.

Украсть нетрудно

Тот концерт, что прошел в минувшую пятницу, был длинен - шел около двух часов и без антракта. Называется он "Умом Россию не поднять".

Михаил Задорнов уже много лет пытается поднять страну своим юмором.

Начал с того, что у него хорошее настроение - он девять месяцев не выходил на сцену. Из этого можно было сделать заключение, что автор и исполнитель юмористических рассказов все это время вынашивал содержание сольного выступления по телевизору. И вот родил.

Некоторые шутки не показались новыми. Как эта: "Если тебе захотелось работать, не торопись. Сядь, подумай. Может, это пройдет".

Некоторые - не смешными. Как, например, такая: "Думалку напряги". Или такое предостережение: "Кто долго торчит в Гугле, огуглиться может". Это для тех, кто помоложе и владеет Интернетом. Для прочих возрастных категорий граждан: "На мировой бирже скоро за ведро долларов будут выдавать ведро картошки. И мировым лидером станет Белоруссия". Или такой вопрос: "Вы пробовали есть кетчуп отдельно?" И т.д.

Была в этот вечер одна действительно смешная байка. Это про русскоязычного призывника на действительную службу в израильскую армию. Израильский военный психолог в порядке теста попросил молодого человека нарисовать дерево. Тот не только плохо знал иврит, но и не умел рисовать. Он изобразил что-то вроде дуба, на нем цепочку, внизу что-то вроде кота. И объяснил: "хануль мадан", что по-еврейски означало: кот, занимающийся научной деятельностью, а по-русски: кот ученый.

Ну, и дальше автор и исполнитель этой миниатюры в лицах стал изображать реакции одной стороны, другой стороны...

Публика веселилась. Но аккурат в это самое время Гугл вместе Яндексом и Рамблером, а также со всей блогосферой ЖЖ взорвались негодованием.

Выянилось, что мастер разговорного жанра пересказал чужой авторский текст, который был обнародован не только в Сети, но и на страницах одного из русскоязычных журналов. И сделал это без ссылки на первоисточник и автора.

Не до конца "огуглившийся" Задорнов извинился в ЖЖ перед автором и блогерами и пообещал при следующем выступлении на Первом сделать то же самое перед более многочисленной аудиторией. Более того, пообещал заплатить автору оригинала Виктории Райхер гонорар за использованный текст по высшей ставке. Что благородно.

Из этого казуса можно сделать вывод, касающийся разделения медиапространства на эфирное ТВ и на Интернет. Между обеими коммуникациями больше нет стены.

Нет стены и между телевизионной публикой и интернетовской аудиторией. Это уже активно сообщающиеся сосуды. Вот почему нашим юмористам и вообще всем, кто предпочитает сегодня зарабатывать на юморе, надо осмотрительнее пользоваться интернетовским фольклором. И надо тщательнее следить за своими публичными образами.

У того же Задорнова в его образе очень важной составляющей является тяга к просветительству, к учительству, к наставничеству...

И вдруг: "Сегодня антисоветской литературой замусорили образование, если Цветаеву читать - то надо сразу ехать в Елабугу и вешаться, если Булгакова еще добавить - то это попасть к нечистым, а потом вешаться, а если Пастернаком еще сверху пришибить - то жить не надо вообще после этого". (http://www.tv-express.ru/news_info/10064/).

Это уже было сказано не на концерте, а в пору его девятимесячного вынашивания, в мае сего года на подведении итогов конкурса на Дальнем Востоке. Человек ляпнул на узкую аудиторию. Но кто-то снял это на видео и выложил в Интернет.

Что самое парадоксальное в той метаморфозе, коя произошла с некогда остроумным и наблюдательным Михаилом Задорновым, так это то, как насмешливый человек стал сам посмешищем в глазах все более расширяющейся аудитории. И что самое грустное, что он уже этого не замечает. Или просто не желает замечать.

***

...Из передачи про народного любимца Михаила Жарова запомнилась фраза, произнесенная Валентиной Пимановой: "Майя была беременной, когда пришла беда".

Чем все-таки удалось утешиться на минувшей неделе, так это "Прожекторперисхилтоном". Ребята были в ударе. А кроме того, к ним приехал, к ним приехал Стивен Сигал, дорогой. "Тупой американец" придумал имя новорожденному ребенку Гарика Мартиросяна. Потешил нас своей развалочкой. Сам пошутил, над ним пошутили. Подурачились немного. А потом все вместе исполнили блюз. Жизнь стала лучше, жить стало веселее.