О том, каковы полномочия милиции при проверках предпринимателей, "РБГ" попросила рассказать начальника уголовно-правового управления правового департамента МВД России Ивана Соловьева.
- Иван Николаевич, время от времени в поле общественного мнения возникает очередная волна рассуждений о том, что бизнес, а особенно малый и средний, задавили со всех сторон. Частые проверки органов правопорядка, налоговых и прочих - та причина, по которой невозможно вести свое дело в стране.
- Если вопросы возникают снова и снова, то, значит, в этой сфере что-то не в порядке. В прошлом году к нам приходили многочисленные обращения граждан, связанные с неправомочными или ошибочными действиями сотрудников милиции при проведении проверок хозяйствующих субъектов. В некоторых подразделениях МВД, осуществляющих проверочные действия, ситуация выходила из-под контроля. Являясь самодостаточным субьектом проверочной деятельности, сотрудники некоторых подразделений не всегда следовали букве закона. Не всегда проверки проводились по достаточным основаниям, и в результате мы получали прокурорские представления, судебные иски и разбирательства; в глазах общественности складывался тот самый негативный фон работы сотрудников органов внутренних дел, о котором и говорили: "кошмарят бизнес".
Это было взаимное недовольство, которое, с одной стороны, выливалось в превышение своих полномочий, использование их по своему усмотрению, а с другой стороны - в многочисленные пиар-акции, направленные против сотрудников МВД.
И эти пиар-акции давали эффект со знаком минус: те проверки, которые начинались в правовом поле против недобросовестных предпринимателей, прекращались только потому, что кто-то злоупотреблял своими правами в отношении добросовестных бизнесменов.
- Давайте конкретизируем: какой правовой базой сегодня обладают правоохранительные органы. На основании чего проводятся проверки?
- В соответствии с п.1 Указа президента РФ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" правительству было поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Госдуму проект закона, который исключит внепроцессуальные права органов внутренних дел, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. А наряду с этим даст возможность составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности. Напомню, что до 10 января 2009 года проверки проводились на основании закрепленных в Законе "О милиции" пунктах 25 и 35 ст. 11. Теперь возникла необходимость упорядочить эту деятельность в соответствии с имеющимися законодательными актами.
Здесь хочется отметить, что достаточно долго эти нормы были нужны из-за так называемого дикого рынка, когда во многих областях, в том числе и в сфере предпринимательства, царили хаос и вседозволенность. Тогда их наличие было оправданным, без них трудно, а скорее всего и невозможно было бы одолеть вал экономических и связанных с ними общеуголовных преступлений. Сегодня мы говорим о том, что в сознании большинства предпринимателей все-таки произошли определенные изменения в сторону законопослушности, соблюдения предписаний и норм законов, регулирующих финансовую, хозяйственную и торговую деятельность.
В этой связи законом, разработанным Минэконоразвития России при участии специалистов МВД России, внесены изменения, согласно которым проведение мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, возможно только при наличии соответствующего повода к возбуждению дела об административном правонарушении или уголовного дела. А должностные лица органов внутренних дел при проведении таких мероприятий должны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые прямо предусмотрены УПК РФ и КоАП РФ. 10 января 2009 года были приняты изменения в некоторые законодательные акты, и именно с этой даты органы внутренних дел не вправе проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности.
Сегодня внесены изменения в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", направленные на уточнение перечня оперативно-разыскных мероприятий при осуществлении уполномоченными органам оперативно-разыскной деятельности, а также их прав при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий. Органам внутренних дел в ходе гласных и негласных оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных статьей 6 федерального закона ОРД, предоставлено право изымать документы, помимо указанных ранее предметов, материалов и сообщений, с составлением протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
- Можно сказать, что проверки остаются, но регламентируются гораздо строже и прозрачнее?
- Это обязательный законодательный процесс - власть должна быть абсолютно прозрачна в своих целях и методах достижения этих целей. Но я бы хотел обратить внимание, проверки - этот термин сегодня некорректен. Проверок как таковых нет.
- Так что пришло на смену?
- Понятно, что государство не могло оставить без правоохранительного регулирования экономику, поэтому необходимо отслеживание криминогенной обстановки в финансово-хозяйственной сфере. Именно поэтому существенно были уточнены, а в некоторых случаях и расширены права органов МВД в сфере оперативно-разыскной деятельности.
- В чем все-таки вы видите положительное для предпринимателя?
- Проверки и регламент их проведения отсутствуют. Но отменить проверки и расширить права при проведении оперативно-разыскной деятельности - это менять шило на мыло. Министерство в данном случае смотрит шире на эту проблему. Во-первых, усилен ведомственный контроль за основанием проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении хозяйствующего субъекта. Во-вторых, все мероприятия четко регулируются, проходят в порядке, который сегодня регламентирует уголовно-процессуальное законодательство. Это значит, что результаты изъятия, например предметов, документов и т.д., обязательно фиксируются в протоколе строго в соответствии со статьей 166, которая регламентирует порядок составления протокола следственного действия.
Если проще: все эти изменения - это возвращение действий правоохранительных органов в поле процессуального законодательства. Это уход от ведомственных актов и инструкций в правовое поле федерального законодательства, Уголовно-процессуального кодекса, который понятен всем и каждому. Здесь есть и определенный порядок обжалования тех действий, которые совершаются.
Особо хочу отметить, что сейчас по поручению министра разрабатывается специальная инструкция, которая будет регламентировать порядок проведения гласного оперативно-разыскного мероприятия, исследования, связанного с выемкой документов. На этом акте не будет стоять гриф "секретно", и он станет доступным для всех.
- Иван Николаевич, совсем недавно появился новый регламент, который определяет взаимодействие органов внутренних дел и налоговой службы. В чем новизна и какие изменения?
- Новый регламент действует с сентября. Он сменил регламент 2004 года и появился в связи с тем, что слишком много изменений появилось в законодательстве. Старый был, по общему мнению, не всегда эффективен. Существовала проблема качества материалов, которые получает МВД из налоговых органов. Фактически многие материалы не содержали данных, которые могли послужить основанием для возбуждения уголовного дела. И отдача от таких материалов, если сравнивать количество поступивших и количество возбужденных уголовных дел, зачастую не совпадала в разы. То есть от налоговиков поступали материалы, в которых содержались формальные признаки правонарушения, но формальные признаки для возбуждения уголовного дела ничего не дают. Поэтому материалов поступало много, а реальных дел возбуждалось в районе 7%.
На сегодняшний день контроль за налоговыми правонарушениями осуществляют исключительно налоговые органы, и новый регламент, соответственно, объединил в себе три инструкции: о порядке участия органов внутренних дел в выездных налоговых проверках, направления материалов проверок налоговых органов в органы внутренних дел и из МВД в ФНС.
По сравнению с прошлым регламентом мы постарались уйти от многих декларативных норм в пользу конкретного насыщения требованиями к перечню документов, которые мы друг другу взаимно предоставляем, для того чтобы эти документы имели доказательное значение и могли использоваться в судах. Но и для того, чтобы повысить эффективность, результативность налоговых проверок. На основании запросов налоговых органов сотрудники МВД могут принимать участие в группах, осуществляющих налоговые проверки. Но руководство в этих группах осуществляют только сотрудники ФНС, а участники проверок действуют только в рамках своих полномочий. Налоговые органы в рамках своего Налогового кодекса, а сотрудники МВД - в соответствии с Законом "О милиции" и "Об оперативно-розыскной деятельности".
- На что обращают внимание предприниматели, так это на то, что в работе таких групп не прописан порядок жалоб на действия сотрудников ФНС и МВД. Куда нести жалобы?
- Здесь нужно действовать в зависимости от того, чьи действия обжалуются. Если это действия сотрудников ФНС, то должно их обжаловать в вышестоящие налоговые органы или в суд. Соответственно, если действия сотрудников МВД, то в вышестоящие органы внутренних дел, либо в прокуратуру или в суд. Разделять ответственность необходимо, ибо разделены в своих полномочиях проводящие проверку. Но при этом не надо забывать, что последнее слово всегда остается за налоговиками, потому что участие сотрудников внутренних дел носит вспомогательный характер.
- В результате изменений в правовом поле существования бизнеса легче станет жить рядовому коммерсанту? Или пока мы еще далеки от взаимопонимания?
- В данном случае наши взаимоотношения с бизнесом - дорога навстречу друг другу, и правила движения здесь необходимо четко знать. Важно понять, что, чем яснее порядок, чем он прозрачнее, тем меньше нарушений. Такой регламент должен быть понятен всем сторонам: предпринимателям, сотрудникам органов внутренних дел, прокурорам, судьям.
Стало ли легче предпринимателям? Думаю, стало, ведь "проверок" стало в разы меньше. Ведомственные барьеры на пути необоснованных, спонтанных проверок поставлены. Внимательное, ответственное отношение к вопросам соблюдения законности, знание как своих прав, так и прав сотрудников контролирующих и правоохранительных органов может не только избавить граждан и предпринимателей от возможных проблем, но и существенно сократить поле для коррупции в нашей стране. Не надо забывать, что органы внутренних дел борются с противозаконным бизнесом, который, производя нелегальную продукцию, не платя налоги, тем самым ставит себя в наиболее выгодные условия по сравнению с теми, кто ведет свою деятельность законно.