06.11.2009 00:38
    Поделиться

    Глава МИД России не согласился с Вашингтоном в Сараево

    В четверг глава МИД России Сергей Лавров гостил в столице Боснии и Герцеговины Сараево. Какими бы дипломатичными ни были вчерашние заявления российского министра, ему не удалось избежать спора с вице-президентом США Джозефом Байденом. Заочного.

    В центре спора оказался высокий представитель в Боснии и Герцеговине Валентин Инцко, который своими порой крайне провокационными действиями не помогает, а явно мешает стране обрести все признаки полноценного государства. Принятыми еще в 1995 году Дейтонскими соглашениями Инцко наделен огромными полномочиями, которые в иных обстоятельствах вполне можно было бы сравнить с президентскими.

    Однако, речь идет о представителе иного государства, который в идеале должен быть беспристрастным арбитром происходящего в Боснии и Герцеговине. В действительности же Инцко все чаще, в том числе из-за отсутствия достаточного политического веса, приходится принимать решения, которые лишь накаляют и так крайне напряженную ситуацию.

    Гостившему в мае в Сараево вице-президенту США Джозефу Байдену ничего не оставалось, как констатировать факт: "В Боснии и Герцеговине уже три года растет вал националистической риторики. Мы были свидетелями попыток обернуть реформы вспять. Этому следует положить конец. Вы движетесь в неправильном направлении". При этом, правда, он заявил, что вашингтонская администрация целиком и полностью поддерживает действия Валентина Инцко. И обещал, что США поможет Боснии и Герцеговине открыть дверь в Европу. То есть вступить в Евросоюз и НАТО.

    В американском госдепе три месяца думали над тем, как выполнить обещание Байдена. Придумали в октябре. Вашингтон предложил приступить к немедленной конституционной реформе. То есть к частичному редактированию дейтоновских соглашений. По мнению же источника "РГ" в российском МИДе, тем самым американцы не помогли, а, скорее, лишь захлопнули перед жителями Боснии и Герцеговины дверь в Европу. Впрочем, дверь заперта не на засов. А значит, ее еще можно снова приоткрыть. И в этом вопросе уже Россия готова помочь Сараево.

    Новая инициатива США стала настоящей политической бомбой для Боснии и Герцеговины. Во время ее обсуждения переругались практически все. Причем не только боснийцы с сербами или хорватами, но и политические партии внутри национальных общин. А ведь еще в 2006 году руководящий комитет совета по выполнению мирного соглашения (в который входят представители не только России и США, но и еще с десяток стран и международных организаций) констатировал - в Боснии и Герцеговине можно приступать к поэтапному закрытию аппарата высокого представителя. То есть был дан старт созданию полноценного государства.

    До 2010 года необходимо было выполнить пять условий и два критерия. К лету 2009 года лишь одно из условий все еще не было выполнено - не был согласован пакет законопроектов по инвентаризации государственной и военной собственности. Но эксперты обещали закрыть и этот вопрос к 1 января 2010 года. И вот госдеп США выступил с новой инициативой. В Москве ее явно не поддержали. "В последнее время возникли различные идеи за рамками Дейтона. Наше отношение к предложениям такого рода таково: мы готовы поддержать только те идеи, вокруг которых объединятся боснийцы", - заявил вчера в Сараево Сергей Лавров.

    По большому счету, с американцами можно было бы и согласиться - Боснии и Герцеговине, если эта страна действительно собирается стать частью ЕС, нужно создать общепринятую для Европы госмодель. К примеру, полноценную федерацию. Но сербы, к слову, боятся, что, войдя в НАТО в рамках федеративной Боснии и Герцеговины, им не удастся полностью защитить свои права.

    У российского МИДа иная позиция насчет Боснии и Герцеговины. В Москве считают, что первым делом необходимо завершить плановую ликвидацию аппарата высокого представителя. "Необходимо быстрее избавиться от внешней опеки. Мы выступаем за скорейшее преобразование аппарата высокого представителя в аппарат миссии ЕС. Условия для этого существуют. Сами боснийцы должны принимать суверенные решения", - считает Сергей Лавров.

    Между тем

    При этом Совет Безопасности ООН, по мнению российских дипломатов, сможет в полной мере обеспечить защиту прав всех жителей Боснии и Герцеговины. Пока же отсутствие полноценной власти в собственном государстве явно дезорганизует всех: и боснийцев, и сербов, и хорватов. Впрочем, есть и такие эксперты, которые считают, что как раз это и нужно Вашингтону, чтобы сохранить рычаги своего влияния в этой части бывшей Югославии.

    Поделиться