21 января 2010 года в Ираке состоятся парламентские выборы. В Вашингтоне этой новости сильно обрадовались. Впрочем, недавно прошедшие президентские выборы в Афганистане показали, что подсчет голосов на "подконтрольной" Пентагону территории может стать настоящей пыткой для Белого дома.
Две последние недели президент США Барак Обама был в крайне непривычном для себя положении. Он оказался заложником. Нет, не террористов из "Аль-Каиды" или талибов, а иракских парламентариев. Они же, понимая насколько важным для Белого дома станет их волеизъявление, не спешили расставаться со сладостным ощущением - впервые за долгие годы иракцы опять были хозяевами положения. Правда, в прошедшее воскресенье им все же пришлось вернуться к реальности.
Став президентом США, Обама дал слово: американские боевые части покинут Ирак к сентябрю 2010 года. Однако для того, чтобы это заявление хозяина Белого дома не стало пустым звуком, должно случиться как минимум одно политическое чудо - иракцам нужно мирно и цивилизованно выбрать себе новый парламент. По задумке американских политтехнологов, после этого в Ираке наконец появится дееспособная власть, в руки которой Пентагон сможет передать бразды правления, выводя своих солдат.
Но исполнители этой сверхамбициозной с учетом продолжающихся в Ираке гражданской и партизанской войн задачи споткнулись уже на первой ступеньке. В Багдаде десять раз срывали голосование по законопроекту, в котором прописывались условия проведения парламентских выборов. У иракских политиков нашлось немало поводов поскандалить в стенах парламента. То никак не удавалось определить статус богатого нефтью района Киркук (в нем стало слишком много курдов, что перестало устраивать живущих там же туркмен и арабов), то не могли договориться о том, нужно ли вносить в бюллетени имена конкретных кандидатов или достаточно лишь названий партий.
Иными словами, выполнение обещания Обамы оказалось под угрозой. Нет сомнений, что американский госдепартамент приложил немало усилий, чтобы вернуть иракских парламентариев на путь истинный. И в воскресенье законопроект все же был принят.
Президент США не скрывал своего воодушевления: "Достигнутое парламентом соглашение способствует политическому прогрессу, который может принести мир иракцам и позволит организованно и ответственно провести вывод американских боевых частей". Более того, Обама не удержался от соблазна дать новое обещание: "Противники прогресса в Ираке потерпят поражение".
Но многое говорит о том, что второе обещание ему и его подчиненным будет выполнить гораздо труднее, чем первое. Возьмем хотя бы, к примеру, недавно прошедшие выборы президента Афганистана, где сейчас ситуация не сильно отличается от иракской. Больше месяца афганцев лихорадило серией громких скандалов, связанных с полной палитрой всевозможных избирательных нарушений. В итоге президент у Афганистана появился, но его легитимность находится под большим вопросом.
Повторится ли афганский сценарий в Ираке? Скорее всего, да. Вот и председатель иракской ЦИК через несколько минут после принятия парламентом закона о выборах заявил, что проводить голосование в середине января поздно. То есть он прекрасно понимает, что оставшегося времени просто не хватит даже на то, чтобы качественно подготовить избирательные участки. Не говоря уже о том, что сегодня никто не возьмется гарантировать безопасность тем, кто 21 января все же отважится на них прийти.