Правительство решило: через полгода в российских школах начнется апробация учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Эксперимент стартует в апреле 2010 года, апробация предмета начнется в 19 субъектах Федерации, преподавание будет вестись в четвертых классах общеобразовательных школ.
Утвержденный правительством России план мероприятий по апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" будет опубликован в "Российской газете" 11 ноября.
Учебный курс должен включать в себя "основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики". Список предметов не случаен, он создавался на основе опросов старшеклассников и родителей учеников младших классов.
До конца этого месяца минобрнауки должно заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, "соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса". И разработать механизм, определяющий, каким образом школьники или их родители будут выбирать "одну из составных частей комплексного курса" - "основы" той или иной религии или же светскую этику.
К февралю будущего года должны появиться учебники по новому предмету. А преподаватели сразу начнут повышать квалификацию. В пилотных регионах будет проводиться мониторинг, отслеживающий удачи и неудачи эксперимента.
Субъекты РФ, в которых начнется эксперимент: Удмуртия, Чувашия, Камчатский край, Красноярский край, Ставропольский край, Вологодская область, Калининградская область, Костромская область, Курганская область, Новосибирская область, Пензенская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Карачаево-Черкесия, Чечня, Калмыкия, Еврейская автономная область.
Возможно, что через 6 лет (эксперимент начинается в четвертых классах) в свет выйдет поколение, которое, если все пойдет хорошо, "Вначале было Слово" ("Слово" обязательно с большой буквы) и "Любовь милосердствует" будет повторять в десятки раз чаще, чем "религия - опиум для народа". Хотя последняя фраза, надо сказать, не такая уж обидная, она означает, что религия - не одурманивающее, но обезболивающее.
И хоть еще со времен Ильфа и Петрова она обрела иронический контекст, но долгое присутствие ее на правах аксиомы нашего мировоззрения все равно продолжает сказываться. Разве сегодня так уж немоден взгляд на веру, Церковь и религию, как на убежище для слабых, как на успокоение несчастных, как на дом, где восстанавливаются сердца. Религия еще живет в общественном сознании на правах "уступки".
Введение ее в школьный предмет, на мой взгляд, дает благоприятный прогноз на расставание с ценностями вульгарного прагматизма, повышение значений этических критериев, мировоззренческих культур.
Такое революционное изменение невозможно без наличия очень крупных фигур - адептов этого дела. Сторонников преподавания основ религиозных культур было немало, но личностей, способных задать содержательные горизонты новому делу, увы, почти нет. Богословская культура в России не в самом цветущем состоянии, точнее, она слабая.
Из последних крупных фигур, бесспорных как с духовной, так и с интеллектуальной позиции, пожалуй, можно назвать только митрополита Антония Сурожского, покойного Лондонского епископа. Из ныне здравствующих - наверное, только диакона Андрея Кураева, который уже объявил о намерении написать учебник Основ православной культуры. Ко всеобщей радости, человек столь блестящих знаний и столь парадоксального и сильного ума, чей интеллектуальный авторитет очевиден, взялся за написание учебника, но нельзя забывать, что позиции о. Андрея часто становятся предметом непростых и очень гулких богословских споров в Интернете. В Православной церкви есть команда интеллектуалов (о. Владимир Вигилянский, о. Михаил Дудко, Владимир Лейгода и др.), но заявок от них пока не поступало. Современный религиозный опыт тщательно собирается, интересные книги появляются, но это пока не тот опыт, что просится в учебники. Есть надежда, что исламская богословская культура может быть хорошо поддержана зарубежными богословскими школами, иудаистская - также.
Но вариант обезобразить предмет, превратить его в карикатуру, тоже остается.
Будет очень жаль, если вместо поколения широко, толерантно мыслящих людей мы получим поколение узких буквалистов с религиозными цитатами на устах.
Добавим еще одну существенную вещь: права атеистов улажены в той же степени, что и верующих. По выбору школьники смогут изучать вместо основ религиозных культур светскую этику.