09.11.2009 00:20
    Поделиться

    В Москве стартовал Х Международный конкурс "Щелкунчик"

    Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик", организатором которого выступает телеканал "Культура", отмечает свой первый юбилей - десятилетие.

    Единственный на российском телевидении детский форум в сфере академической музыки за десять лет своего существования собрал 1200 одаренных детей из регионов России и многих стран мира. В конкурсе, который продлится до 11 ноября, принимают участие 48 юных музыкантов из России, СНГ, Европы, Японии, Азии и США. Оценивает их игру жюри, в составе которого крупнейшие музыканты и исполнители с мировыми именами. Накануне открытия конкурса член жюри "Щелкунчика", выдающаяся скрипачка Лиана Исакадзе дала интервью для "Российской газеты".

    Российская газета: Вы давно не живете в Москве. Что чувствуете, приезжая сюда?

    Лиана Исакадзе: В Москве я прожила почти 29 лет, поэтому приезжаю сюда, как к себе домой. Здесь остались все мои друзья. Я уже не первый раз в жюри конкурса "Щелкунчик", хотя, откровенно говоря, совершенно не могу судить детей! Я очень их всех люблю, поэтому мне трудно быть критичной.

    РГ: Сами вы сегодня чем занимаетесь в Европе?

    Исакадзе: Я свободный художник, живу в Париже, а до этого много лет жила в Германии. Недавно получила приглашение из Берлина занять пост руководителя камерного оркестра, в котором играют студенты из Сербии, Хорватии, Косово, Боснии, Македонии - все они совершенно изумительные музыканты. Главное - они еще идеалисты, а для меня это очень большая поддержка. Музыка служит для того, чтобы объединять людей, забыть про все проблемы и невзгоды, про политику... Просто уйти в небо и мечтать... Это язык, который понятен всем.

    РГ: Многие русские скрипачи живут сейчас на Западе. Существует ли между вами какая-то общность?

    Исакадзе: Да, но общаемся мы нечасто. Многие преподают и не так свободны, как я. Что касается меня, то я отказываюсь преподавать, хотя иногда даю мастер-классы в Вене и в Зальцбурге. Мне нравится играть и путешествовать по всему миру. Мне везде хорошо - в Москве, в Тбилиси, в Мюнхене, в Грассе, потому что со мной моя скрипка. Я, конечно, очень люблю друзей, но, даже находясь вместе, я всегда где-то не здесь: что бы я ни делала, с кем бы ни разговаривала, я постоянно думаю о музыке.

    РГ: А вы помните свою первую победу в музыке?

    Исакадзе: По-моему, в музыке нельзя употреблять такие слова, как победить или проиграть. Удача - да, когда я в 18 лет получила Гран-при и первую премию на конкурсе Жака Тибо в Париже. Таких моментов было много. Уже в 10 лет я выступила на Международном музыкальном фестивале в Москве, на который допускались музыканты только с 17 лет. Я играла вне конкурса. И именно тогда произошло мое знакомство с Давидом Ойстрахом, который захотел, чтобы я скорее приехала к нему в класс. Но к победам я никогда не стремилась, хотя очень честолюбива в музыке. Если я что-то плохо делаю, могу умереть.

    РГ: А конкуренция? Может ли она оказаться в музыке важнее прекрасного?

    Исакадзе: Весь мир, к сожалению, строится на конкуренции, но музыка - это как служение Богу. И тот музыкант, который в первую очередь думает о победе, уже не музыкант. Музыканты живут в небе.

    РГ: Внутренний мир музыканта формируется в детстве. Но многие юные дарования уезжают сейчас из России продолжать образование за рубежом. Это так серьезно изменяет его творческую жизнь?

    Исакадзе: Совершенно не обязательно нужно ехать куда-то учиться. Важно, чтобы педагог был замечательный музыкант. У нас прекрасные традиции культуры, которые еще не исчезли. И нашу публику подкупить не так уж легко, потому что она сразу чувствует правду, подлинность в исполнителе. Здесь какое-то инстинктивное, интуитивное отношение к прекрасному. На Западе таких одухотворенных ценителей музыки очень мало.

    РГ: В последнее время некоторые исполнители академической музыки ради успеха пытаются пробовать себя в других жанрах. Что вы думаете по этому поводу?

    Исакадзе: Я думаю, что если человек нашел себя в классической музыке, он не сможет продать свою душу никакой эстраде. Когда музыкант стремится сделать из своего выступления шоу - это означает, что он просто потерянный, не нашедший себя человек.

    РГ: В этом году телеканал "Культура" проводит Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик" уже в десятый раз. Что бы вы пожелали конкурсу?

    Исакадзе: Десять лет - это колоссально, замечательно! Я очень люблю телеканал "Культура" - уникальный и единственный в России, смотрю его передачи и новости. "Щелкунчику" хочу пожелать, чтобы он всегда рождал прекрасных музыкантов и помогал им. И чтобы он оказался для них действительно сказочным Щелкунчиком.

    Поделиться