Эксперты: Запрет рекламы БАДов в СМИ приведет к росту нелегальных продаж

Депутат фракции "Справедливая Россия" Антон Беляков на прошлой неделе внес в Госдуму поправки в УК, предполагающие введение уголовной ответственности за производство, хранение и сбыт фальсифицированных лекарственных средств и биологически активных добавок (БАД) и ужесточение наказания в случаях, если препараты повлекли смерть двух и более лиц, а именно увеличение максимального срока заключения с 10 до 15 лет. Кроме того, депутат предложил ввести ответственность за производство и сбыт БАДов под видом лекарственных средств, если такие действия причинили вред здоровью или смерть. Поправки очень своевременные, поскольку теневой рынок БАДов ждет бурный рост - если будет принят законопроект, внесенный тем же депутатом неделей раньше, а именно о запрете рекламы БАДов на телевидении, радио и в печатных СМИ.

Эксперты считают, что запрет рекламы заставит легальный рынок уйти в тень. "Дело в том, что рынок БАДов, в отличие от рынка лекарств, на сто процентов зависит от рекламы, - говорит Давид Мелик-Гусейнов, руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ "Фармэксперт". - Врачи БАДы выписывать не могут, провизоры в аптеках их продвигать не будут. Потребитель о биологически активных добавках узнает главным образом из рекламы. Так что не будет рекламы - не будет и рынка".

Чувствительность рынка БАДов к рекламе уже доказана. Напомним, что с 1 июля 2006 года вступила в силу редакция Закона "О рекламе", где были установлены требования к рекламе биодобавок. В частности, реклама БАДов не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, создавать впечатление о том, что БАДы являются лекарственными средствами, содержать выражение благодарности за биодобавки; запрещено ссылаться на исследования, имевшие положительный эффект. Даже эти относительно мягкие меры привели к печальным для рынка последствиям.

"В середине 2006 года, когда произошло ужесточение законодательства о рекламе БАДов, это привело к смене тренда развития рынка БАДов в России, - вспоминает Юлия Нечаева, директор отдела розничного аудита DSM Group. - Уже тогда мы наблюдали снижение темпов роста рынка БАДов по сравнению с 2005 годом и доля биодобавок в аптечном обороте стала падать. Если в 2005 году она составляла 5%, в 2006 году - 4,7%, то в 2007 году - 4,5%. В 2008 году на фоне роста всего аптечного рынка сегмент БАДов также получил новое вливание (прирост к 2007 году составил 33%), доля биологически активных добавок в обороте аптек в 2008 году в среднем составляла 4,8%. Кризис уже негативно сказался на рынке БАДов. В 2009 году темпы роста рынка существенно снизились, и за 9 месяцев прирост составил только 12%".

По мнению Юлии Нечаевой, при запрете рекламы БАДов последствия будут гораздо более печальными, чем три года назад, вплоть до уменьшения емкости этого рынка. "Потребитель не будет узнавать о новинках на рынке БАДов, у него не будет поддерживаться постоянный интерес к уже существующим препаратам. Все это негативно будет отражаться на продажах БАДов", - говорит она.

Давид Мелик-Гусейнов оценивает российский рынок БАДов в 2 млрд долларов, из которых половина приходится на аптечную розницу, а другая половина - на сетевой маркетинг и другие бесконтрольные формы торговли вроде интернет-продаж, прямых продаж и прочих форм, против которых выступают и Роспотребнадзор, и законопослушные производители и продавцы парафармацевтики. Рекламируются в СМИ исключительно БАДы из "аптечного" сегмента. Так что запрет рекламы ударит только по ним.

"Запрет рекламы БАДов прежде всего может сказаться на добросовестных производителях, которые и так соблюдают те требования, которые предъявляет к БАДам отечественное законодательство, кстати, одно из самых суровых в мире. Теневой же рынок БАДов как не соблюдал никакие законы, так и не будет их соблюдать впредь. Более того, мы уверены, что количество тех, кто продает БАДы в обход закона, резко возрастет, - сокрушается Марина Пономарева, исполнительный директор некоммерческого партнерства производителей биологически активных добавок. - Спрос на БАДы неизбежно будет расти. А где растет спрос, там будет расти и предложение - это законы рынка, и с ними не поспоришь. А в данном законопроекте предлагается вообще лишить наших граждан информации о БАДах. Значит, сведения они будут получать от тех недобросовестных распространителей, которым вообще никакие законы не писаны".

Запрет рекламы БАДов больно ударит и по аптечному бизнесу. По прогнозам экспертов DSM Group, в следующем году аптечные сети будут делать ставку на БАДы. По их данным, в первом полугодии 2009 года покупатели запасались более дешевыми лекарствами впрок. Прирост осуществлялся только за счет увеличения цены - в неделю лекарства дорожали примерно на 1%. Сейчас эти темпы замедлились, соотношение рубль/доллар стабилизировалось, люди сделали необходимые запасы.

Кроме того, ужесточился контроль торговой наценки. Так, в некоторых регионах она законодательно ограничена 15-20% (на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства). В Москве на данный момент это 25%, и, по источникам DSM Group, ожидается 20%, исходя из совокупной наценки 30% (оптовикам - 10% и ритейлерам - 20%). Ожидать прироста в будущем году неоткуда. Покупать будут меньше и при этом выбирать будут более дешевые препараты. На дешевых товарах продавцы сейчас зарабатывают 50-60%, на препаратах дороже 500 руб. только 20%. Следовательно, аптеки будут увеличивать долю парафармацевтики. Это единственная возможность для аптек сохранить прибыльность своего бизнеса. А правильная стратегия розничных продаж БАДов в 2010 году может дать аптеке долю прибыли 35%.

Так что запрет рекламы БАДов может свести рентабельность аптечного бизнеса к нулю.

Розничный коммерческий рынок БАД (аптечный сегмент), объем продаж, млрд рублей.

Объемы легальных продаж БАД в России в 2007 - 2008 гг.