Система долгосрочного планирования и управления территориальным развитием в России все еще до конца не разработана. Так уже который год продолжается работа над законопроектом "О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации".
Между тем в некоторых регионах приняты, в других идет активная работа над собственными стратегиями развития. Об этом мы расспросили министра регионального развития Виктора Басаргина на "Деловом завтраке" в "Российской газете".
- Министерство регионального развития Российской Федерации готовит проект Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья. На каком этапе находится сейчас подготовка этого документа?
- В настоящее время "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края до 2025 года" прошла необходимые согласования, внесена в правительство РФ. Принято решение в ближайшие полтора месяца провести публичные слушания стратегии на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. И одновременно подготовить проект плана по ее реализации. Следующий этап - корректировка Федеральной целевой программы (ФЦП) "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" с ее продлением до 2025 года.
Мы исходим из того, что документ не просто был формально принят, а сразу же в нем был определен алгоритм его реализации. Кстати, в 2009 году годовой лимит финансирования этой целевой программы из федерального бюджета составил 1,3 млрд рублей.
Работы ведутся по развитию топливно-энергетического и транспортного комплексов, инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
В дальневосточном ТЭКе работы ведутся по таким направлениям, как освоение Анивских газовых месторождений, реконструкция и строительство передающих электросетей Сахалинской области, а также строительство четвертого энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. В транспортном комплексе в этом году приоритетом является реконструкция автомобильных дорог Южно-Сахалинск - Оха и Огоньки - Невельск.
6 ноября в Хабаровске на заседании Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ "Дальний Восток и Забайкалье" было принято решение обратиться к первому заместителю председателя правительства РФ - председателю Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области Игорю Шувалову с просьбой ускорить утверждение стратегии по Дальнему Востоку правительством РФ. Кроме того, учитывая, что основным инструментом стратегии является соответствующая ФЦП, решено уделить ей особое внимание и разделить программу на пятилетние циклы исполнения.
- Проект "Стратегии развития Арктики", насколько нам известно, уже готов. Когда будет одобрен правительством этот программный документ?
- Стратегию разработали и уже внесли ее на рассмотрение в правительство РФ. Арктика - особенный регион. Это макрорегион, в который входят 8 северных субъектов РФ. Стратегия будет утверждена указом президента, проект которого отправлен на согласование в министерства и ведомства. Дальнейшая наша работа над этой стратегией предполагает разработку федеральной целевой программы на среднесрочный и долгосрочный период по Арктике.
- А что сталось с вашим любимым проектом "Урал промышленный - Урал Полярный"?
- Что касается программы по Уралу, то в настоящее время из Госэкспертизы получена проектная документация по дороге Надым - Салехард. В ближайшее время будет одобрен проект и по дороге Полуночная - Обская. И я думаю, что со следующего года можно будет приступить к строительству.
- Работа над законопроектом "О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации", которая идет уже три года, движется к завершению. Некоторые регионы опасаются, что, когда закон будет принят, их стратегии будут подвергнуты корректировке. Так ли это?
- Сегодня большинство разногласий практически снято. Думаю, что в ближайшее время этот законопроект наконец-то будет рассмотрен.
Что касается опасений регионов, дело все в том, что наше министерство выступает с инициативой серьезно пересмотреть всю работу, которая сейчас ведется в этой связи в каждой из территорий. Мы не можем не замечать, что в настоящее время многие стратегии субъектами РФ и муниципальными образованиями разрабатываются формально. То есть все, что касается проецирования этих стратегий на территории, то именно такого важного компонента, как территориальное планирование, как правило, в них и нет. А раз нет этого, значит, мы просто не в состоянии нормально выстроить вертикаль реализации стратегических решений. К примеру, вот имеется отраслевая стратегия, допустим, развития транспорта. Но, к сожалению, не рассматривается переложение этой стратегии на то или иное муниципальное образование. Я недавно вернулся из Тамбова, в котором как раз все привязано к отраслевым стратегиям при определении расположения любого объекта.
- Одна из наиболее актуальных проблем сегодня связана с моногородами. Хотелось бы узнать вашу позицию по такому поводу: на форуме в Сочи предлагалось оздоровить экономику моногородов за счет малого и среднего бизнеса. Насколько это реально? Многие экономисты восприняли эту идею со скепсисом, ведь новоиспеченный предприниматель выходит на уже поделенные рынки. Что вы думаете по этому поводу?
- Сегодня потенциал для развития малого бизнеса в регионах неисчерпаем. Это связано с тем, что в старопромышленных субъектах РФ, которых больше всего коснулась проблема моногородов, уровень развития малого бизнеса достигает 11-12 процентов. А с точки зрения объемов производства - это 20 процентов. В силу особенностей - концентрации горнодобывающих предприятий, - весь малый бизнес сконцентрирован в торговле. Поэтому необходимо создать новые технологии и в производстве, в переработке. Именно там ниша малого бизнеса практически свободна.
- В адрес вашего министерства не раз звучала критика по поводу того, что цены квадратного метра, которые вы ежеквартально утверждаете на выкуп жилья, слишком низкие. В итоге, например, в Ростовской области власти недавно заявили, что вынуждены вернуть в Фонд содействия реформированию ЖКХ 500 млн рублей. Будут ли в следующем году скорректированы цены, которые устроили бы обе стороны: и государство, и бизнес?
- Цена на жилье определяется покупателем и продавцом. И если мы покупаем жилье для тех людей, перед кем государство имеет обязательства, мы стараемся защитить их интересы и мы несем дополнительную ответственность, так как тратим при этом деньги налогоплательщиков. То есть в данном случае государство является лишь одним из покупателей. И если оно не купило квартиру, продавец может продать ее другому. В то же время, вы знаете, чтобы поддержать спрос в строительной отрасли, государство направило значительные средства на выкуп жилья. Многие компании воспользовались этим предложением, и я думаю, в конечном счете они не прогадали.
При определении цены квадратного метра мы исходим из существующей методики. При расчете стоимости квадратного метра жилья учитывается расчетная стоимость строительства и цена жилья на рынке. Я считаю, что в существующую методику необходимо ввести ряд дополнений.
Мы готовим ряд изменений в методику расчета норматива стоимости квадратного метра жилья. Средняя рыночная стоимость для приобретения жилья будет определяться исходя из стоимости жилья на первичном рынке. В новой методике будет предусмотрено использование при расчете, кроме данных Росстата, показателей, предоставленных субъектами РФ. Что, на мой взгляд, особенно важно: в формуле расчета средней рыночной стоимости для приобретения жилья предусмотрено использование коэффициента, учитывающего категорию населенного пункта.
Потому, что все мы знаем: в мегаполисах жилье значительно дороже, чем в небольших населенных пунктах, и это необходимо учитывать.