Юрий Богомолов: В день народного единства телезрителей объединили Пахмутова и Кобзон

В день народного единства телезрителю впору было разорваться. Во-первых, между двумя торжественными вечерами-концертами - Иосифа Кобзона и Александры Пахмутовой. Во-вторых, между двумя премьерными показами фильмов: на Первом - "Возвращение мушкетеров", на "России" - "Тарас Бульба".

По ходу дела выяснилось, что разрываться не надо было ни в одном, ни в другом случаях.

Два канала в одном флаконе

С поздравлением Иосифа Кобзона ("И снова день рождения") Первый канал несколько припозднился - певец отпраздновал его 11 сентября. Тогда как с юбилейным подношением Александре Пахмутовой "Россия" чуть поторопилась - виновница торжества родилась 9 ноября. Оба расхождения объяснимы. Вещатели резонно решили, что творческие пути-дороги и Пахмутовой (как композитора), и Кобзона (как певца) наиболее живо и тепло воплощают идею единения нации, ее нескольких поколений и всех ее социальных слоев вместе с разного рода прослойками. И что может быть в этом отношении символичнее мощного вокала крупного строгого мужчины под аккомпанемент лиричнейшей музыки маленькой жизнерадостной женщины?

Поначалу могло показаться, что каналы-конкуренты поставили телезрителя перед трудным и почти неразрешимым выбором. Как ребенка, которому надо ответить на сакраментальный вопрос: кого он больше любит - папу или маму? Как мальчика Дени, которому надо решать: в чьем доме ему ночевать - в папином или в мамином? А нам - на каком канале вечерять?

Скоро выяснилось, что, на какую кнопку из двух ни нажми, увидишь одно и то же - обоих именинников, одних и тех же исполнителей, одни и те же песни, одну и ту же тусовку ВИПов.

Не знаю: случилось ли 4 ноября сего года единение народа, но братское сплочение двух наших главных телеканалов - "России" и Первого, надо признать, состоялось. На пару часов.

Дальше их пути по части выбора средств патриотического воспитания юношества и пенсионеров решительно разошлись.

Казаки против мушкетеров

"Россия" выставила в качестве примера для подражания христианина и патриота Запорожской Сечи Тараса Бульбу. А пятнадцатью минутами позже в эфир Первого канала ворвалась славная четверка постаревших, патриотически настроенных мушкетеров. Еще через двадцать минут стало ясно, что можно не смотреть ни то, ни другое.

Тем более что на соседней кнопке, то есть на НТВ, аккуратно в это время кипели такие страсти, какие и представить себе не могли ни отважные шпажисты в Париже, ни буяны-саблисты в Запорожской Сечи - казанский "Рубин" рубился с барселонской "Барсой". Битва была настолько подлинной, что патриотический коэффициент этого зрелища явно превосходил тот, коим могли похвастаться и мушкетеры-католики, и православные казаки.

Я бы, может статься, и не удержался от художественно-эстетической оценки обоих произведений, если бы не предложение Ивана Урганта ("Прожекторперисхилтон"): "волевым решением на государственном уровне запретить снимать продолжение фильма про мушкетеров - хотя бы с 2015 года".

Что же касается "Бульбы", то в "Большой разнице" уже была обнародована пародия на этот фильм, и мне, как кинокритику, нечего добавить к ее исчерпывающему анализу.

Историки vs художники

Помимо того что нас, зрителей, в этот праздничный день объединили Пахмутова и Кобзон, помимо того, что нас еще пытались сплотить кинорежиссеры Юнгвальд-Хилькевич и Владимир Бортко, были предприняты и другие серьезные шаги в деле достижения общенационального консенсуса.

Телеканал "Культура" не удержался и показал подходящий к случаю старый советский фильм "Минин и Пожарский". У Первого тоже было. Он продемонстрировал относительно новое российское кино - "1612".

Телеканал "Россия", думаю, поступил остроумнее всех вещателей и с утра пораньше зарядил неувядаемый мини-сериал "Место встречи изменить нельзя". И не изменял своей "встрече" с Жегловым и Шараповым на протяжении четырех часов, за вычетом рекламных вставок. А насколько были верны "месту" телезрители, покажут рейтинги.

Боюсь, они покажут, что зритель, увлекшись произведением Станислава Говорухина, проморгал другое достойное внимания кинопроизведение - документальный фильм "Ангел и демоны" Владимира Чернышева на канале НТВ.

Фильм не о том, как мы объединились в 1612 году; он про то, как мы сначала размежевались и в какую рознь впала страна из-за того, что в ту пору не был хорошо отлажен механизм передачи верховной власти по закону.

Для зрителя в качестве приманки авторы предложили расследование темной истории с убийством царевича Дмитрия, известной кому-то по трагедии Пушкина "Борис Годунов", кому-то по одноименному фильму Сергея Бондарчука, а кому-то по опять же одноименной опере Модеста Мусоргского.

В "деле" оказалась масса подводных камней, рифов, течений и противоречий. Было ли это злокозненное убийство? Или нечаянное, по неосторожности самоубийство? Кому оно было выгодно? Или там все-таки была подстава?

Расследование само по себе занимательно и крайне поучительно.

Во-первых, понимаешь, какие все-таки путаники - наши большие художники. Драматург Пушкин вслед за историком Карамзиным возвел напраслину на царя Бориса. И так он это сделал художественно ("...И мальчики кровавые в глазах"), что уж сколько веков публика убеждена в преступной вине Бориса. А наш великий живописец-передвижник Илья Репин, что в масле запечатлел жестокое убийство Иваном Грозным своего сына, которого на самом деле, не было...

Во-вторых, замечаешь: как в историческом пространстве все аукается и через века рифмуется.

Страна после ужасов царствования Ивана Грозного жила-поживала, добра наживала до тех пор, пока бояре-олигархи не перегрызлись в борьбе за власть и за комфортное место при ней. Паны дрались, у холопов чубы трещали, страна пошла вразнос. А спасение пришло от среднего класса, олицетворением которого и стали князь Пожарский из захудалого княжеского рода и средней руки предприниматель Кузьма Минин.

В-третьих, до тебя по некоторому размышлении доходит, что, как ни крути, а художники, несмотря на вольности в отношениях с исторической правдой, по большому счету были правы.

Может, убийство малолетнего претендента на престол (или его самоубийство) и было случайным, да зато самозванство на Руси оказалось закономерным в отсутствие надежного механизма смены власти.

Александр Сергеевич, может, и был не точен в подробностях истории Государства Российского, да зато глубок и безошибочен в понимании исторического процесса.

***

На прошедшей неделе был явлен еще один исторический пример народного единения. Телеканал НТВ показал видеофильм Владимира Кондратьева "Стена". И тоже к юбилейной дате - к 20-летию сноса Берлинской стены.

И тоже сначала было категорическое размежевание, потом - поэзия объединения. Дальше - проза его трудностей. Все, как в 1612 году. И как в 1991-м. Но только в сильно уменьшенном масштабе. Последовавшие трудности - тоже.