Новости

10.11.2009 00:40
Рубрика: В мире

Игра в "GM"урки

Администрация Барака Обамы заявляет, что никак не влияла на решение "Дженерал моторс" по "Опелю"
Текст: Андрей Шитов (корр. ИТАР-ТАСС для "РГ", Вашингтон)

Решение американского автогиганта "Дженерал моторс" (GM) об отказе продавать компанию "Опель" было шагом, который администрация США "не делала", на который она "не влияла" и о котором "даже не знала" до момента объявления о нем.

Такое заверение дал иностранным журналистам в Вашингтоне помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Гордон. "В этом смысле данный шаг не может никак отражаться на американо-европейских отношениях", - добавил он.

Немецкий журналист задал вопрос на эту тему в жестком тоне и даже употребил слово "шантаж". Он также напомнил, что канцлер Германии Ангела Меркель, находившаяся в Вашингтоне с визитом и встречавшаяся в Белом доме с президентом США Бараком Обамой, не была заранее предупреждена о неприятной новости, а узнала о ней неожиданно перед самым отъездом из США.

Возмущение коллеги можно понять. Из-за внезапного изменения планов GM судьба крупной немецкой компании вновь стала неопределенной. Даже если власти США действительно ничего не знали об этом изменении, а у меня есть основания в этом сомневаться, то получается, что они, будучи фактическим владельцем GM, не сочли для себя нужным уточнить планы концерна перед визитом Меркель и тем самым поставили себя и своего важного европейского союзника в крайне неловкое положение.

Я пытался найти этому объяснение или хотя бы восстановить хронологию событий "по горячим следам". Объявление GM было сделано вечером 3 ноября.

На следующее утро более чем компетентный человек подтвердил мне "строго для сведения", что власти США заранее знали о новом решении компании и не возражали против него.

Однако к вечеру из Совета национальной безопасности при Белом доме пришел прямо противоположный ответ: мол, ничего заранее не знали, а потому ничего и не сказали канцлеру Меркель.

Можно себе представить, с какими чувствами Меркель возвращалась домой и звонила Обаме. По сообщению канцелярии Меркель, Обама заверил ее, что он ни при чем.

А день спустя новый министр иностранных дел Гидо Вестервелле впервые встречался в Вашингтоне с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Конечно, на их итоговой совместной пресс-конференции вопрос об "Опеле" прозвучал одним из первых. Адресован он был обоим министрам, но Клинтон предпочла его "не услышать".

В итоге Вестервелле пришлось пересказывать полученные от госсекретаря заверения в том, что судьба немецкой фирмы решалась "без какого-либо предварительного политического влияния со стороны администрации" США. А министр иностранных дел Германии потребовал, чтобы GM вернула Берлину кредит в размере 1,5 млрд евро и обеспечила сохранность рабочих мест на "Опеле".

Ранее в тот же день я спрашивал представителя СНБ, какие меры Белый дом намерен принять для восполнения ущерба, причиненного отношениям США с партнерами, но услышал лишь новые отнекивания. "Вы исходите из того, что ущерб нанесен, - сказал высокопоставленный американский чиновник. - Но мы совершенно ясно объяснили, что правительство США не управляет GM... и довели это до сведения заинтересованных правительств".

Самое забавное, что теперь уже Клинтон летит в Берлин. 8-9 ноября она представляет администрацию Обамы на торжествах, посвященных 20-летию падения Берлинской стены. Между прочим, Белому дому в последние дни не раз публично пеняли на то, что на столь значимый для США исторический юбилей не поехал сам Обама.

подробности

Текст: Анна Розэ (Берлин)

Впервые со дня своего вступления на пост канцлера Германии Ангела Меркель не смогла сразу найти подходящих слов, узнав о том, что американский автогигант "Дженерал моторс" не продаст принадлежащую ему компанию "Опель".

Как гласит сообщение для прессы, президент США заверил канцлера, что не был подключен к решению об "Опеле". Со стороны немецких политиков поначалу на это решение никакой реакции не последовало, всех парализовал абсолютный шок.

И лишь в выходные не только из рядов оппозиции, но впервые из партийных кругов блока ХДС/ХСС прозвучала критика в адрес канцлера. С четверга из администрации канцлера не последовало ни прямых оценок ситуации, ни предложений по минимизации ущерба. Ни одного слова для прессы. Ни одного заявления.

Во время своего первого публичного выступления на конгрессе Союза мелких и средних предпринимателей в пятницу Меркель не сказала ни слова об "Опеле".

Видимо, она вновь решила вернуться к своей проверенной тактике: выждать, пока расстановка сил станет ясной, и только тогда вступить в игру, присоединившись к кабинетному большинству.

СЛЕДИМ ЗА СИТУАЦИЕЙ

Текст: Анна Мишина (Берлин)

Управляющий совет "Дженерал Моторс" обещал представить новую концепцию реструктуризации "Опеля" на этой неделе. Однако вопреки всем ожиданиям председатель управляющего совета корпорации Фритц Хендерсон уже вчера приехал в Рюссельсхайм - центральную штаб-квартиру "Опеля" в Германии.

Он привез свой пакет предложений для будущей реструктуризации предприятия, который предварительно хотел бы обсудить с советом трудового коллектива. Эксперты оценили это как желание пойти навстречу профсоюзам и менеджменту предприятия.

Тем временем накануне, когда первый шок после отказа "Дженерал Моторс" продавать автозаводы "Опель" канадско-российскому консорциуму "Магна" - Сбербанк прошел, начались должностные рокировки.

За открытую критику своих работодателей из Детройта первым был уволен шеф европейской ветви Карл-Питер Форстер. Именно он вывел "Опель" и "Воксхолл" из кризиса в начале тысячелетия. Он вернул рабочим "Опеля" гордость за свое предприятие и желание отдать все силы на его спасение. И именно он горячо выступал за продажу европейской ветви консорциуму "Магна" - Сбербанк.

Покинет свой пост и шеф "Опеля" Ханс Демо. Ходят разговоры, что его преемником будет менеджер концерна "Магна" Герберт Демель. Уйти с поста должен и член опекунского совета ООО "Адам Опель" Дирк Пфайл, критиковавший решение о продаже "Опеля" австрийско-канадскому консорциуму. У опекунского совета, кстати, все еще временно находятся 65 процентов долевых частей предприятия. А 35 процентов осталось в руках "ДжМ".

Но в любом случае ясности о судьбе "Опеля" пока нет ни у материнского концерна, ни у германского правительства, ни у рабочих. Фритц Хендерсон подчеркнул, что для реструктуризации концерна необходимо 3 миллиарда евро. Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле не исключает государственную помощь. Подобным же образом высказываются лидеры федеральных Земель, где есть производства "Опеля". Однако из министерства экономики прозвучало: все кредиты, выдаваемые под сохранение рабочих мест, должны соответствовать предписаниям Евросоюза.

И тут выяснилась еще одна весьма пикантная подробность. Оказывается, скандал с "Опелем" был предрешен. Бывший министр экономики Карл-Теодор цу Гуттенберг - молодой и неопытный, но неимоверно деятельный - своими действиями, по сути, вынудил "Дженерал моторс" принять решение не продавать "Опель". В сентябре Еврокомиссия попросила правительство ФРГ объяснить в официальном письме, что решение о продаже "Опеля" не было привязано к определенному инвестору, который собирался спасти как можно больше немецких рабочих мест. Министр письмо написал. Однако не в Еврокомиссию, а в Детройт. А это дало американскому материнскому концерну, во-первых, понимание всей сложности ситуации на европейском уровне, а во-вторых, надежду на возможную госпомощь правительства ФРГ под другое решение.

Впрочем правительство ФРГ, чтобы снова не совершить роковую ошибку, собирается подождать новой концепции реструктуризации "Опеля". Канцлер Ангела Меркель достаточно откровенно намекнула на это во время недавнего телефонного разговора с президентом США Бараком Обамой.

В мире Европа Германия В мире США Продажа "Опеля"