Завтра, 11 ноября, в Торгово-промышленной палате РФ пройдет Всероссийская конференция на тему "Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России". Накануне наш обозреватель встретился с вице-президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным.
- Сергей Николаевич, это не первая конференция такого рода, проводимая бизнес-сообществом под эгидой ТПП РФ. Почему потребовалось собраться вновь именно сейчас?
- Не реализовано главное требование делового сообщества - о разработке целостной Концепции государственной ценовой и тарифной политики. Сегодня практически около 20 ведомств прямо или косвенно влияют на установление тарифов и цен, опираясь на собственные методики и видение процесса.
ТПП РФ, во взаимодействии с Национальным институтом развития РАН, попыталась сформулировать свое видение такой концепции. Предложения авторского коллектива и будут представлены на конференции. В сентябре - октябре наши предложения, а также в целом весь комплекс проблем, связанных с ценами и тарифами, обсуждались в комитетах ТПП РФ, в территориальных торгово-промышленных палатах.
- О чем в первую очередь говорят предприниматели в регионах?
- Сегодня тарифы естественных монополий устанавливаются на основе информации, представленной самим монополистом, достоверность которой практически никем не проверяется. У монополиста отсутствуют реальные стимулы для снижения собственных затрат. Поэтому цены и тарифы в России только растут.
С начала текущего года регулируемые властями энергетические, транспортные, коммунальные и иные тарифы выросли в среднем на 25 процентов.
В конце 2008 года - начале 2009 года, несмотря на снижение энергопотребления, нерегулируемые цены на розничном рынке электроэнергии выросли в среднем на 20 процентов. В некоторых регионах - на 40 процентов. А с 2011 года тарифы вообще устанавливаться не будут, то есть планируется введение свободных цен на электро-, теплоэнергию, газ. Что однозначно приведет к росту цен и негативно скажется на конкурентоспособности российских производителей.
Еще одной огромной проблемой нашего якобы "свободного" рынка является засилье недобросовестных посредников.
- Но мировая практика признает институт посредников. Чем мы хуже?
- Если посредник ничем не улучшает качество товара, не помогает в его обработке, упаковке, доставке и так далее, то это паразит, а не посредник. У нас перепродавцы иногда сидят в одной комнате за соседними столами. И смысл их деятельности один - "наварить посреднические".
А корень проблемы лежит в законодательной сфере. Особое значение для понимания российской ситуации имеет вопрос о том, кто устанавливает цены. В соответствии с нашим хозяйственным правом это делает владелец товара (продавец). А таковым может быть как сам товаропроизводитель, так и оптовик, осуществляющий складское хранение, комплектацию и предпродажную подготовку, либо вообще временный владелец, перепродавец товара.
"Паразитические посредники" вклиниваются на всех стадиях движения товара - от товаропроизводителя к товаропроизводителю, от товаропроизводителя к оптовому продавцу, между оптовыми продавцами и т.д. В этих условиях цена перепродавца складывается из цены его покупки плюс маржа произвольного размера. При этом, как правило, маржа перепродавца поглощает значительную часть дохода от усилий реальных участников производства и обращения товара. В таких условиях рыночные конкурентные механизмы практически перестают работать.
Совершенно необходимо, чтобы договорные отношения между изготовителем товара и продавцом были дополнены обязательством о проведении согласованной ценовой политики на рынке и о распределении дохода пропорционально понесенным затратам. Решение этой задачи может быть обеспечено, например, предоставлением изготовителю права устанавливать конечную цену для потребителя товара и в пределах этой цены согласовывать скидку в пользу продавца.
- Каковы конкретные шаги, которые могут быть предприняты для реализации продуманной, эффективной государственной ценовой политики?
- Среди предложений авторского коллектива, выносимых на обсуждение конференции, помимо разработки прежде всего самой Концепции государственной ценовой и тарифной политики: определение единого координационного государственного центра по проведению ценовой политики в монопольном и немонопольных секторах экономики, создание при Минэкономразвития России Научно-исследовательского института по комплексным проблемам государственной ценовой политики.
Предлагается образовать постоянно действующий "Координационный совет по ценовой и тарифной политике", задачей которого будет выработка механизмов эффективного ценового регулирования и нахождения баланса интересов различных кругов предпринимательского сообщества и государства. При этом необходимо предусмотреть паритетное представительство в Координационном совете государства и бизнеса.
Далее на основе анализа состояния ценовой сферы разрабатывается Федеральная целевая программа реализации государственной ценовой политики.
Нам представляется, что целесообразно принять федеральный закон "О государственной политике по ценам и ценообразованию", который определит как стратегию, так и основные приоритетные направления ценовой политики государства, полномочия и пределы участия федерального центра, субъектов Федерации, муниципальных образований в вопросах ценообразования. При этом, по мнению многих экспертов, регулирование в немонопольном секторе должно осуществляться гибкими рыночными механизмами антимонопольного контроля, а в монопольном секторе - жесткими рамочными механизмами по математическим моделям и понятным, измеряемым критериям, закрепленным в законодательном порядке по каждой монополии.
- Какие принципы должны быть обязательно учтены в концепции государственной ценовой политики?
- Их достаточно много. Назову некоторые.
Во-первых, в хозяйстве страны должны быть восстановлены пропорции между предложением товаров и услуг, с одной стороны, и необходимыми потребностями в них - с другой; при этом заработная плата должна быть доведена до уровня, позволяющего наемному работнику осуществлять расширенное воспроизводство, включающее в себя получение полноценного образования, медицинской помощи и воспитание детей.
Во-вторых, в ценах природных ресурсов должны быть предусмотрены затраты на восстановление запасов этих ресурсов, прежде всего затраты на геологоразведочные работы, рекультивацию использованных промышленностью площадей.
В-третьих, в ценах на продукцию сельского хозяйства должны учитываться особенности наших природно-климатических условий и конкретные особенности ее развития в последние годы, связанные со значительным диспаритетом цен на важнейшие виды продукции сельского хозяйства, с одной стороны, и товары и услуги, формирующие затраты в этой отрасли, - с другой.
В-четвертых, в ценах на продукцию промышленности (особенно обрабатывающей) должны быть предусмотрены затраты на восстановление основного капитала и развитие НИОКР.