Врачей и фармацевтов будут наказывать за сговор - соответствующие поправки в законодательство подготовила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Впрочем, как заверил на заседании экспертного совета руководитель ведомства Игорь Артемьев, "охоты на ведьм" не будет.
Но проблема ангажированности врачей должна решиться путем введения законодательных норм, которые уже действуют в Евросоюзе. Как отметил начальник управления по контролю в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей Нижегородцев, явление это стало, к сожалению, очень распространенным. И в распоряжении службы есть документы, подтверждающие факты сговора между врачами и фармкомпаниями. Подробности пока не разглашаются - по каждому случаю проводится расследование. Однако Тимофей Нижегородцев предупредил, что если фармкомпании и медики не признают свою вину и не захотят сотрудничать с ФАС, документы будут опубликованы.
После принятия закона врачи, устанавливающие небескорыстную дружбу с фармкомпаниями и в результате выписывающие пациентам лекарства этих производителей, будут штрафоваться на сумму от 20 тысяч рублей и дисквалифицироваться. Главврачи, закрывающие глаза на такие сговоры, будут платить от 100 тысяч рублей и тоже потеряют право заниматься профессиональной деятельностью. Фармкомпании, стимулирующие врачей распространять или рекомендовать пациентам приобретать их лекарства, ждут штрафы от 1 до 15 процентов от оборота по тому рынку препаратов, на котором было совершено правонарушение.
В принципе раньше все эти нормы были прописаны в различных этических кодексах врачей и фармацевтов. Однако это не мешало их нарушать. Антимонопольщики надеются, что неотвратимое суровое наказание сделает врачей и фармацевтов более чистоплотными.
Итак, закон строго-настрого запрещает фармкомпаниям каким-либо образом стимулировать медработников и руководителей учреждений здравоохранения к распространению лекарственных препаратов. В том числе запрещается предлагать им деньги, пожертвования, подарки, ссуды, услуги, оплату отдыха и транспортных расходов за счет фармкомпании или ее представителей. Нельзя организовывать фестивали, конференции, конгрессы, торжественные мероприятия с участием только одного фармпроизводителя, тем более если по итогам такого мероприятия медработники будут обязаны навязывать пациентам их лекарства. Если все-таки врач начал сотрудничать с компанией, он обязан проинформировать об этом свое руководство. А то, в свою очередь, - вышестоящие инстанции.
"Пациент сам не может назначить себе лекарство и, идя на прием, он изначально всецело доверяет врачу и зависит от него. И врач должен действовать в интересах больного, а не фармкомпании, и назначать то лечение, которое действительно необходимо", - говорит Тимофей Нижегородцев.
Особое направление в поправках к законодательству занимает тема постклинических исследований. Решено четко прописать, сколько человек должны принимать участие в таких исследованиях, на каких условиях, кто и как должен контролировать результаты и оплачивать услуги медработников по вовлечению пациентов в эти исследования.
Представители фармкомпаний и медучреждений, участвовавшие в заседании экспертного совета, в принципе согласились с антимонопольщиками. "Конечно, ситуации, когда врач носит халат с логотипом фармкомпании, выписывает псевдорецепты, недопустимы", - говорит представитель Ассоциации фармпроизводителей Лилия Титова. Но при этом она отметила, что конференции, проводимые фармкомпаниями, и другая информационно-разъяснительная работа с врачами, когда рассказывается о новых лекарствах и методах лечения, необходимы. "Государственные курсы повышения квалификации - один раз в пять лет, 144 часа. Этого мало. И медики будут отставать от веяний времени", - сказала она.
"Но в этом случае пусть фармпроизводители объединяются и совместно рассказывают о новинках или пусть вопросы повышения квалификации медработников берут на себя местные органы здравоохранения", - возразил Тимофей Нижегородцев.