Что общего между тепличным огурцом, выращенным китайцами на российской земле, и африканской чумой свиней? Сегодня и то, и другое наносит очевидный урон национальному сельскому хозяйству, продовольственной безопасности страны. И с обеими напастями Россельхознадзору не удается справиться.
Специалисты говорят, что проблема кроется в законодательстве, которое не позволяет службе реально влиять на ситуацию. Причем это не досталось нам в наследство от Советского Союза, а рождено уже в новой России.
Административная чума
Заместитель руководителя Россельхознадзора, главный ветеринарный врач страны Николай Власов около года назад, когда возбудителя африканской чумы свиней на территорию нашей страны занесли из Грузии дикие кабаны, требовал уничтожить их в ряде южных регионов. Однако это не было сделано. Ветеринарные службы субъектов Федерации не подчиняются главному ветеринарному врачу страны, вертикаль власти в этой важной сфере разрушена в результате административной реформы.
И вот итог: вспышка чумы была зафиксирована даже в Оренбурге. Недавно очаг обнаружен в Ставрополье и в Калмыкии, где, вполне вероятно, возбудителя принесли именно дикие животные. Вспышки чумы возникали и в других регионах, в их очагах пришлось уничтожить всех свиней. Тем не менее вспышки продолжаются. Эта зараза не опасна для человека, но всерьез угрожает продовольственной безопасности страны. В российском минсельхозе утверждают, что, если не остановить чуму свиней, урон для сельского хозяйства может достигнуть 25-30 миллиардов рублей. Кроме того, с программой импортозамещения придется распрощаться: отечественных свиней придется перерезать, интенсивно развивающаяся в последние годы отрасль будет отброшена на десяток лет назад. Кстати, в конце прошлой недели Белоруссия запретила ввоз свинины из России. Впрочем, урона национальной экономике это не нанесет: пока Россия больше покупатель свинины, а не продавец. Тем не менее это неприятный "звонок".
Особенно, если учесть, что процесс снижения поголовья продолжается. Недавно забить 50 тысяч свиней из личных подсобных хозяйств Подмосковья предложил заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Москве и Московской области Николай Понтюшенко. Смысл инициативы - создать вокруг крупных индустриальных хозяйств десятикилометровую карантинную зону, чтобы не допустить проникновение на животноводческие комплексы возбудителя африканской чумы свиней.
До сих пор африканская чума косила у нас только свиней мелких частников и дремучих "колхозных" свинарников. Для владельцев уничтожение их животных - это, конечно, коммерческая драма. Однако в масштабах страны потери пока незначительны. Но это только до тех пор, пока болезнь не полыхнула на современной индустриальной ферме на 100 тысяч голов. Если нечто подобное произойдет, масштабы потерь наверняка заставят задуматься о восстановлении вертикали ветеринарной власти. Но пока гром еще, видно, не грянул.
Чем напичкан зеленец
По самым скромным подсчетам, китайские теплицы занимают около 1300 гектаров российских сельскохозяйственных земель. 800 гектаров приходится на Челябинскую область, около 300 - на регионы Дальнего Востока. Остальное делят между собой Московская, Ленинградская, Калужская, Омская и ряд других областей.
Российские овощи закрытого грунта занимают площадь немногим большую - около двух тысяч гектаров. Такой информацией с корреспондентом "РГ" поделилась генеральный директор ассоциации "Теплицы России" Наталья Рогова. "Практически во всех китайских теплицах нет контроля ни за производством, ни за качеством продукции, - отметила гендиректор. - А потом мы удивляемся, отчего в стране каждый второй страдает аллергией и болезнями желудка".
В год овощеводы из Поднебесной выращивают и продают в России около 130 тысяч тонн огурцов. Российские тепличники производят порядка 420 тысяч тонн. То есть каждый четвертый созревший в нашей стране тепличный огурец выращен из китайских семян, по китайской технологии и с использованием неразрешенных на территории России средств защиты растений.
При этом себестоимость китайской продукции ниже отечественной в несколько раз. Когда российский тепличный огурец в опте стоит 20 рублей за килограмм, овощи из китайских теплиц продаются за 5-8 рублей. "Китайцы резко опустили цены на рынке, из-за чего только в этом году мы потеряли 18-20 миллионов рублей", - рассказывает корреспонденту "РГ" генеральный директор крупной тепличной ассоциации из Челябинска Петр Трушин. Особенно много проблем в Челябинской области, где количество китайских теплиц в 20 раз превышает количество отечественных.
Опустить же цены на российскую продукцию до китайской отметки невозможно. "Крайне низкой себестоимости овощеводам из Поднебесной удается достичь за счет применения нелегальных семян и запрещенных химикатов, - уверена Наталья Рогова. - А российские производители пользуются биологическим методом защиты растений - очень сложным и очень дорогим, но безопасным для потребителей".
Отличить же "китайский" огурец от российского на магазинном прилавке практически невозможно. Выглядят они одинаково. И даже страна происхождения у них одна и та же - Россия. Только в результате этой несправедливой конкуренции китайский огурец постепенно отжимает наш зеленец от прилавка. А добросовестных российских производителей - от прибыли.
С претензиями российских тепличников согласны и в Россельхознадзоре. Страдают не только едоки, но и земля. Обильно поливаемая ядом и химией, она теряет плодородие через два-три года. Специалисты Россельхознадзора и Роспотребнадзора каждый овощной сезон проводят сотни проверок, пачками выявляют нарушения и выдают предписания. Однако толку пока мало.
Ничья земля
Пресс-секретарь федерального Россельхознадзора Алексей Алексеенко утверждает, что одно из препятствий, мешающих навести порядок в "китайском" тепличном хозяйстве, - хроническая нерешенность земельного вопроса в нашей стране. Все предписания контрольных ведомств, касающиеся поддержания плодородия и экологичности используемых технологий, должны быть, по идее, адресованы собственникам земельных угодий. Но очень часто найти их не представляется возможным. Владельцы земельных паев, на которых китайцы громоздят свои теплицы, зачастую не переоформили свое право собственности на землю либо давно переехали, причем адреса их неизвестны. При реорганизации колхозов и совхозов в начале девяностых 115 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий были переданы в общую долевую собственность 12 миллионам граждан в виде земельных долей. На сегодня только 1,4 миллиона собственников прошли кадастровый учет и государственную регистрацию своих прав на землю, выделили земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или передали их в уставные капиталы (фонды) сельскохозяйственных организаций.
Что это означает? "Частная" земля осталась в основном ничьей. Что позволяет безнаказанно хищнически ее использовать всем желающим. Кроме того, по действующему земельному законодательству крайне трудно лишить собственника его земельного надела. Это, конечно, с одной стороны, большой плюс. Но, с другой стороны, когда речь идет об отравлении почвы пестицидами, было бы вполне естественно, чтобы у государства была возможность "власть употребить". Но ее на сегодняшний день нет.