Система стратегического планирования - масштабный организационный эксперимент, направленный на выработку наиболее адекватных и эффективных способов координации процессов развития. Однако из-за дефицита профессиональных знаний и опыта все еще не отработаны процедуры согласования стратегий между собой: от стратегий муниципальных образований до концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ.
Проблема заключается еще и в том, что в России практически нет нормативных актов системного характера в области стратегического планирования. На данном этапе в нормативно-правовой базе федерального уровня содержится только один утвержденный документ по стратегическому планированию - Указ президента РФ от 12 мая 2009 г. N 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации", который имеет статус "Для служебного пользования". Он разработан под эгидой Совета безопасности РФ и определяет основы стратегического планирования в увязке с задачами обеспечения национальной безопасности РФ. Указ, регламентируя широкий круг вопросов стратегического и территориального планирования, вводит новые понятия - такие как стратегии (концепции) развития федеральных округов. В остальном указ определяет взаимосвязи между различными типами и видами документов стратегического планирования.
Разработанная год назад Минрегионом России Концепция совершенствования региональной политики в РФ пока не утверждена. Проект ФЗ "О государственном стратегическом планировании", разработанный Минэкономразвития России, находится в стадии согласования с ведомствами.
Система долгосрочного планирования и управления территориальным развитием в России все еще находится в зачаточном состоянии. В этих условиях принятие детализированного закона, на мой взгляд, нанесло бы больше вреда развитию системы, нежели принесло бы пользы. С этой точки зрения, как мне кажется, минэкономразвития придерживается вполне разумной линии, не пытаясь опережать события, выдумывать решения, еще не зарекомендовавшие себя как работоспособные. Документ в основном содержит рамочные нормы, которые допускают большую гибкость на стадии реализации и уже поэтому будут способствовать дальнейшему развитию системы стратегического и территориального планирования.
Позитивным является и тот факт, что проект содержит конкретный перечень документов федерального стратегического планирования. Обозначены типы документов, эскизно - их содержание, взаимосвязи и последовательность разработки. Например, первичными признаны прогнозы, которые служат основой других стратегических разработок. Рассмотрено соотношение документов разных уровней власти, прежде всего стратегий регионов и документов федерального уровня. Чуть более конкретно обозначено распределение полномочий между органами федеральной власти по разработке разных типов документов стратегического планирования и в первом приближении дана схема их реализации.
До последнего времени основная проблема состояла в том, что стратегическое планирование на деле было лишь стратегическим декларированием. Документы готовились в основном с пропагандистской целью и особого практического значения не имели. Стратегии разрабатывались и пылились на полках, а при формировании федеральных целевых программ, бюджетов различных уровней, т. е. при реальном распределении ресурсов в стране, на стратегические приоритеты никто не обращал внимания. В этом заключалась системная болезнь отечественного стратегического планирования в переходный период (с начала 1990-х годов и до середины текущего десятилетия).
Федеральный закон "О государственном стратегическом планировании" - один из первых шагов в направлении практического использования стратегий развития, повышения их реального влияния на принятие инвестиционных решений, распределение бюджетных средств, разработку социально-экономической политики и выработку текущих управленческих решений.