Теперь судебные исполнители будут "шерстить" ремонтные мастерские и даже пункты проведения техосмотра на предмет розыска автомобилей, принадлежащих должникам.
Судебные приставы не просто выдвинули это предложение на обсуждение, но уже успели обкатать его на нескольких автосервисах. Речь идет о людях, которые не платят налоги, не выплачивают долги по кредитам или скрываются от алиментов. У них нет банковских счетов, и поэтому "взять с них" можно только имуществом. Но на это имущество еще надо наложить арест. И вот тут приставы попадают зачастую в просак. Имущества у человека тоже нет.
Попытки привлечь к ответственности владельцев машин, которые де-факто принадлежат должнику, хотя де-юре к нему не относятся, пока потерпели фиаско. Акции по вылову должников на дорогах совместно с ГИБДД тоже трещат по всем швам. Курганский суд уже вынес решение о том, что такие акции противоречат законам и о судебных приставах, и о милиции, и даже о конституции, а конкретно пункту о свободе передвижения. ГИБДД даже поддержало это решение суда: в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России прямо заявили, что инспектор не имеет права заниматься выявлением должников на дорогах.
То есть попытки судебных приставов решать свои проблемы руками других ведомств провалилась. Но не тут-то было. Приставы пошли другим путем: решили выискивать имущество должников через коммерческие структуры. А именно через автосервисы и дилерские центры. Если у человека есть автомобиль, то рано или поздно он отправится менять масло двигателя, фильтры, тормозные колодки или просто пригонит на очередной техосмотр. Поэтому приставы направили запросы в эти самые сервисы и дилерские центры с требованием о предоставлении информации о клиентах. Как сообщают в подмосковной службе этого ведомства, пристав-исполнитель вправе обратиться в автомобильный холдинг с запросом о предоставлении информации о времени и дате прохождения должником планового ТО, планово-внепланового ремонта автотранспортного средства, а также о фактах сдачи автомобиля в трейд-ин (замена старого автомобиля на новый). И в соответствии со статьями 12, 14 закона "О судебных приставах" и статьи 4 закона "Об исполнительном производстве" автомобильный холдинг обязан предоставить судебному приставу эти сведения. Короче, автосервис должен предоставить всю информацию о своем клиенте, в том числе и сугубо личную. Пойдут ли на этот шаг автосервисы, рискуя потерять клиентуру, если информация об этом попадет хотя бы в Интернет, - большой вопрос.
Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов "Свобода выбора":
- Я считаю этот метод отлова должников более цивилизованным, нежели тот, который до сих пор применялся. Когда останавливали всех подряд, отправляли на пост, где их проверяли по базе данных, и если ничего не находили, то отпускали, даже не извинясь. Это потерянное время, нервы и рост раздражения к инспекторам.
Если судебные приставы нашли должника при помощи оперативно-технических методов, то есть проверили огромное количество информации и выявили машину именно того человека, который им нужен и в отношении которого есть решение суда, то здесь они своими действиями не причиняют никому вреда. Если не считать того самого должника. Еще раз повторюсь: это наиболее цивилизованный и приемлемый метод.
Но он не единственный. Необходимо законодательно установить такую пеню за неуплаченные вовремя долги, чтобы человек сам бегал за судебным приставом с одним лишь желанием - расплатиться.