Глава тюремного ведомства поставил жесткую задачу подчиненным: обеспечить каждому арестанту в СИЗО подобающую компанию. Человек не должен находиться в одной камере с теми, с кем ему быть никак нельзя.
Дело в том, что закон разделил арестантов в следственных изоляторах более чем на сорок категорий, которые надо содержать отдельно. Скажем, попавшие за решетку первый раз должны сидеть отдельно от матерых уголовников. Если человека подозревают в нетяжком преступлении, соседом по нарам не может быть обвиняемый в убийстве. Подозреваемые в преступлениях милиционеры и прокуроры тоже делят камеры только со своими. И тому подобное.
Некоторые правила соблюдались жестко. Всегда отдельные помещения отведены в следственных изоляторах для подростков. Однако развести по разным камерам все сорок с лишним категорий не удавалось. Аргумент был веский: мол, для этого в изоляторах не хватит площадей. Тем не менее места все же придется поискать: задача поставлена жест ко.
Как сообщил начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний по Москве генерал-майор внутренней службы Владимир Давыдов, уже сейчас в Москве принимаются меры для раздельного содержания в столичных следственных изоляторах лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений и лиц, обвиняемых в преступлениях небольшой тяжести. Собственно говоря, такая же работа ведется и во всех СИЗО страны.
А охранять арестантов будут по самым высоким технологиям. Персоналу казенного дома придется большей частью работать не с людьми, а с техникой. Все контакты тюремщиков и арестантов будут сведены к минимуму, в рамках возможного, разумеется. Как сообщили "РГ" в управлении СИЗО и тюрем, в перспективе все изоляторы будут оснащены интегрированными системами безопасности, и это позволит перейти на бесконтактный способ несения службы. Инспектор-оператор будет нести службу на посту, оборудованном специальной аппаратурой. В каждой камере установят видеоконтроль. Двери камер оборудуют электромеханическими замками, закрывающимися и открывающимися дистанционно.
Еще одно новшество: тюремное ведомство в порядке эксперимента устанавливает в следственных изоляторах новейшую аппаратуру, которая позволит во многих случаях отказаться от хорошо знакомых каждому арестанту обысков. Специальные сканеры, вроде тех, что сегодня стоят во всех аэропортах, без лишних проблем выявят все, что заключенный пытается пронести, образно говоря, за пазухой. Человека не придется раздевать, целыми останутся и его вещи. Сегодня же арестанты часто жалуются, что после тщательной проверки, скажем, сигареты курить невозможно. Так как они разломаны. Хотя и не проверять нельзя: у арестантов есть свои хитрости и запрещенные вещи могут быть спрятаны где угодно. Решить проблему способны современные сканеры, которые проверят и человека, и его вещи, что называется, на просвет.