11.11.2009 00:30
    Поделиться

    Почему "буксует" программа добровольного переселения соотечественников

    Почему миграционные чиновники так не любят переселенцев

    Вот приезжает человек в Россию на постоянное место жительства - его государство приглашает, вроде бы желанен государству тот человек, - а этого самого места жительства зачастую нет.

    Мало кто в состоянии сразу купить жилье, слишком большая разница российских и эсэнговских цен. А программа никаких жилищных льгот не предусматривает. В этом ее главный тормоз. Так что же делать переселенцу? Ясное дело, начинать жизнь с нуля, что называется, вертеться. Но как "вертеться", если стержня нет - гражданство отсутствует?

    Быстрое получение российского гражданства считается главной "фишкой" программы добровольного переселения. Если в общем порядке приходится около семи лет ждать, то участникам программы был обещан фантастический огромный срок - три месяца!

    Год назад в ст. 14 Федерального закона "О гражданстве РФ" появилась ч. 7, вроде бы предусматривающая упрощенный порядок приема для участников программы. Но там во первых же строках сказано, что под упрощенку попадают "имеющие регистрацию по месту жительства...". Речь, в сущности, идет о наличии той пресловутой прописки, которая теперь называется "регистрацией", но ее крепостническая суть осталась прежней: человек должен быть накрепко пристегнут к определенному месту... Иностранцы, как известно, не могут перевести наше слово "прописка"... Не понимают люди, зачем эта прописка нужна, удивляются. А тем временем "прописка" (регистрация) - первое и безусловное требование нашего закона о гражданстве. Хотя, если вдуматься, то где же здесь логика: от переселенца, не имеющего жительства, требуется регистрация... по месту жительства. Это, в сущности, ловушка получается.

    Мало, что ли, забот у принимающего региона? Ведь федеральный центр оплачивает проезд, провоз багажа, подъемные (не везде), но ведь все обустройство - на плечах регионов. Не случайно же некоторые из них саботируют эту важнейшую для государства программу. А тут еще эта новая головная боль - с регистрацией.

    Поправка, устраняющая недоразумение, заложенное в законе, была внесена в Госдуму Законодательным собранием Калужской области. Эта область занимает второе место (после Калининградской) по количеству переселившихся добровольцев. Поправка такая: "ч. 7 ст. 14 после слов "имеющие регистрацию по месту жительства" дополнить: "либо вставших на учет по месту пребывания".

    Казалось бы, такой простой выход. Встать на учет в течение трех дней обязан каждый приезжающий в Россию, и сделать это сегодня очень просто. Достаточно на почту сходить. Любой гражданин и любая организация может оформить этот учет. Раньше это называлось "временной пропиской".

    На прошлой неделе поправка обсуждалась на заседании Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. К удивлению депутатов, активно против выступил представитель ФМС. Его аргументы были действительно удивительными. Такая простота станет, мол, лазейкой для тех, кто не намерен переселяться в Россию, а просто хочет получить российское гражданство. В корыстных целях. Пусть, мол, регионы, раз разрешили принимать переселенцев, обеспечивают им место жительства. Так инопланетянин мог бы рассуждать.

    Уж кто-кто, а ФМС знает, из-за чего фактически проваливалась программа добровольного переселения. Теперь ее решили реанимировать, о чем я с радостью написала недавно в "РГ". В программу вносится множество новшеств, суть которых - расширить свободу выбора для переселенцев. Так чего же стоят все эти новшества, если с самого начала под программу закладывается такая мина с пропиской? Причем делает это ведомство, которому отведена координирующая роль в исполнении программы. В чем же дело?

    Я пыталась выяснить причину у руководства управления по гражданству ФМС. Услышала странное объяснение: мы, мол, совсем недавно внесли в закон этот пункт для добровольных переселенцев, нельзя же так часто изменять закон о гражданстве.

    Действительно, Закон "О гражданстве РФ" - наш главный, государствообразующий закон. Но "латать" его поправками за семь лет приходилось не раз. Одну только ч. 4 ст. 14, предусматривающую простейший порядок получения гражданства для бывших советских граждан, трижды продлевали, а 1 июля с.г. отменили совсем. И многие соискатели гражданства до сих пор остаются за бортом. И все потому, что там тоже требовалась та самая постоянная прописка, которая давно отменена Конституцией. Значит, это и есть тот главный принцип ФМС, которым она не в силах поступиться. Но неужели же миграционные чиновники не знают, что добровольные переселенцы, прежде чем приехать в Россию, заполняют анкеты, предоставляют множество документов, привозят с собой "листок убытия" и свидетельство участника программы. То есть полностью проверенные люди. Их-то в чем подозревать? Зачем их, фактически ставших россиянами, мучить, заставлять неизвестно сколько времени оставаться "иностранцами", и, соответственно, если им удается устроиться на работу, вынуждать их платить по 30 процентов подоходного налога. Некоторые в отчаянии уезжают назад.

    Поразительное дело: в то время, когда Россия вымирает, мы отталкиваем новых (готовых!) граждан. Хочется надеяться, что депутаты все-таки примут предложенную калужанами поправку. По сути, исправят ошибку, допущенную год назад миграционной службой. Но когда же наконец ведомство, отвечающее за реализацию привлекательной миграционной политики, откажется от подозрительности и недоброжелательства в отношении к своим подопечным?

    От редакции

    "РГ" готова представить на своих страницах другую точку зрения на проблему, поднятую автором этой публикации, и пути ее решения.

    Поделиться