12.11.2009 00:00
    Поделиться

    Евгений Примаков посоветовал энергокомпаниям избавиться от привычки перекладывать проблемы на потребителей

    Российским энергокомпаниям пора избавляться от привычки перекладывать свои проблемы на потребителей и налогоплательщиков, заявил вчера президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков.

    Впрочем, не только на энергетику решили обратить свое внимание собравшиеся в ТПП участники конференции "Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России".

    К сожалению, до общенациональной стратегии в области ценовой и тарифной политики в нашей стране еще далеко. Президент ТПП напомнил, что первая конференция, прошедшая ровно два года назад, именно к этому и призывала. Однако сей призыв услышан не был.

    В итоге мы продолжаем иметь налоговое и в целом экономическое законодательство, соответствующее "в основном сырьевой монопольной модели экономического развития". Именно это привело к тому, что даже в условиях довольно удовлетворительного внешнего спроса экспортеры-сырьевики и естественные монополисты получают огромные доходы, а производства, ориентированные на внутренний рынок, часто еле сводят концы с концами. По версии Примакова, казалось бы, действующая политика образования тарифов должна бы выправить положение. Тем не менее практика показала, что только с начала этого года регулируемые государством тарифы выросли в среднем на 25 процентов. И это случилось уже при продолжающемся обвале промышленности и снижении реальных доходов населения.

    На нефтяном и нефтеперерабатывающем рынках тоже не все гладко. Рост бензиновых цен, например, ощущают на себе очень многие. В то же время нефтяные монополисты отмечают, что понизить цены на топливо мешает конъюнктура мировых цен на углеводороды и привязанная к ним экспортная пошлина. Кроме того, высок размер налога на добычу полезных ископаемых. Однако Примаков привел в пример известный факт: за тот же период в США стоимость бензина рухнула почти в два раза, а у нас на два-три рубля и то не везде. "Весьма показательно для нашей действительности, что все это произошло вскоре после известных налоговых послаблений, предоставленных предприятиям нефтяной отрасли", - грустно подытожил Примаков.

    Казалось бы, выход - в работе Федеральной антимонопольной службы. Но ее полномочий недостаточно. Однако путь есть. Как, например, в Германии, когда власти предоставили своим антимонопольным ведомствам права при подозрительных колебаниях цен сначала административным методом возвращать их на место, а затем уже проводить расследование. При наших же темпах расследования и исполнения судопроизводства ущерб, наносимый монополистами экономике, может принять угрожающий характер.

    Выступивший на конференции министр транспорта Игорь Левитин заметил, что роль тарифной политики на транспорте как инструмента госрегулирования сейчас особенно возрастает. Система транспортного тарифообразования должна предусматривать разумное сочетание механизмов свободного ценообразования с регулирующими и контрольными госфункциями. Однако Левитин тут же подчеркнул, что там, где конкуренция и так высока, функции вмешательства властей должны быть минимальными.

    Вместе с тем министр посетовал, что начиная с 2002 года рост тарифов на услуги транспорта отставал от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции. А ведь транспортные издержки составляют значительную величину и оказывают существенное влияние на экономический результат обслуживаемых отраслей. Транспортная составляющая в себестоимости продукции зависит от роста цен на материальные ресурсы (то же горючее, энергоресурсы и материалы), доля которых в структуре себестоимости перевозок колеблется от 30 до 55 процентов. Кроме того, существенное влияние на цену перевозок оказывают высокая энергоемкость и значительный износ основных фондов (от 45 до 70 процентов).

    На это председатель комитета ТПП по транспорту и экспедированию, президент Союза транспортников Виталий Ефимов предложил тоже обратиться к зарубежному опыту. Во многих странах транспортная система тарифов создается не государством, а производителем. Но информацию о повышении тарифа он направляет в специальную госкомиссию, которая за 7 дней должна их рассмотреть. И решить - разрешать или нет.

    Поделиться