Новости

12.11.2009 00:00
Рубрика: Экономика

Удар по ценам

Евгений Примаков предложил бизнесу и государству пересмотреть тарифную политику

Российским энергокомпаниям пора избавляться от привычки перекладывать свои проблемы на потребителей и налогоплательщиков, заявил вчера президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков.

Впрочем, не только на энергетику решили обратить свое внимание собравшиеся в ТПП участники конференции "Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России".

К сожалению, до общенациональной стратегии в области ценовой и тарифной политики в нашей стране еще далеко. Президент ТПП напомнил, что первая конференция, прошедшая ровно два года назад, именно к этому и призывала. Однако сей призыв услышан не был.

В итоге мы продолжаем иметь налоговое и в целом экономическое законодательство, соответствующее "в основном сырьевой монопольной модели экономического развития". Именно это привело к тому, что даже в условиях довольно удовлетворительного внешнего спроса экспортеры-сырьевики и естественные монополисты получают огромные доходы, а производства, ориентированные на внутренний рынок, часто еле сводят концы с концами. По версии Примакова, казалось бы, действующая политика образования тарифов должна бы выправить положение. Тем не менее практика показала, что только с начала этого года регулируемые государством тарифы выросли в среднем на 25 процентов. И это случилось уже при продолжающемся обвале промышленности и снижении реальных доходов населения.

На нефтяном и нефтеперерабатывающем рынках тоже не все гладко. Рост бензиновых цен, например, ощущают на себе очень многие. В то же время нефтяные монополисты отмечают, что понизить цены на топливо мешает конъюнктура мировых цен на углеводороды и привязанная к ним экспортная пошлина. Кроме того, высок размер налога на добычу полезных ископаемых. Однако Примаков привел в пример известный факт: за тот же период в США стоимость бензина рухнула почти в два раза, а у нас на два-три рубля и то не везде. "Весьма показательно для нашей действительности, что все это произошло вскоре после известных налоговых послаблений, предоставленных предприятиям нефтяной отрасли", - грустно подытожил Примаков.

Казалось бы, выход - в работе Федеральной антимонопольной службы. Но ее полномочий недостаточно. Однако путь есть. Как, например, в Германии, когда власти предоставили своим антимонопольным ведомствам права при подозрительных колебаниях цен сначала административным методом возвращать их на место, а затем уже проводить расследование. При наших же темпах расследования и исполнения судопроизводства ущерб, наносимый монополистами экономике, может принять угрожающий характер.

Выступивший на конференции министр транспорта Игорь Левитин заметил, что роль тарифной политики на транспорте как инструмента госрегулирования сейчас особенно возрастает. Система транспортного тарифообразования должна предусматривать разумное сочетание механизмов свободного ценообразования с регулирующими и контрольными госфункциями. Однако Левитин тут же подчеркнул, что там, где конкуренция и так высока, функции вмешательства властей должны быть минимальными.

Вместе с тем министр посетовал, что начиная с 2002 года рост тарифов на услуги транспорта отставал от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции. А ведь транспортные издержки составляют значительную величину и оказывают существенное влияние на экономический результат обслуживаемых отраслей. Транспортная составляющая в себестоимости продукции зависит от роста цен на материальные ресурсы (то же горючее, энергоресурсы и материалы), доля которых в структуре себестоимости перевозок колеблется от 30 до 55 процентов. Кроме того, существенное влияние на цену перевозок оказывают высокая энергоемкость и значительный износ основных фондов (от 45 до 70 процентов).

На это председатель комитета ТПП по транспорту и экспедированию, президент Союза транспортников Виталий Ефимов предложил тоже обратиться к зарубежному опыту. Во многих странах транспортная система тарифов создается не государством, а производителем. Но информацию о повышении тарифа он направляет в специальную госкомиссию, которая за 7 дней должна их рассмотреть. И решить - разрешать или нет.

прямая речь

Сергей Катырин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ:

- Необходима четкая государственная позиция, по каким принципам будет строиться ценовая политика в стране. И внятное законодательство, где все будет прописано, и исполнение которого государство будет контролировать.

Но речь не идет о том, чтобы вводить прямое государственное регулирование цен. Мы ратуем все-таки за то, чтобы в законодательстве четко было сказано, как формируются цены и тарифы, и что будет тому, кто эти правила нарушает. А директивное формирование цен к хорошему не приведет. А что до разговоров о невозможности государством контролировать ценообразование, то если посмотреть на опыт Америки, то, уверяю, там целые горы законных и подзаконных актов. И есть реальная уголовная ответственность, например, за незаконно полученную прибыль.

Нам тоже предстоит серьезная работа с бизнесом. На мой взгляд, у многих предприятий недостаточно верный подход к получению прибыли. Они идут по пути наименьшего сопротивления - получают ее за счет повышения цен на свою продукцию и услуги. Ценообразование должно стимулировать инновационную экономику, которая сама заботится о своем энергосбережении и новых технологиях. А сейчас нет стимулов для этого. Бизнес уверен, что его товары купят и по такой цене.

Так что со всеми этими вопросами надо определятся. А то мы так и будем зависеть от непонятно как определяемой цены на электричество или на топливо. Государству пора бы уже вмешаться в этот процесс. По многим параметрам мы уже подошли к критической точке. Производителям из-за гипертрофированных цен проще купить товар за границей, нежели тратиться на его производство внутри страны.

Экономика Макроэкономика Фонды, ассоциации и союзы Торгово-промышленная палата России Регулирование энерготарифов