Супруги Корыткины, преподающие хореографию в Могилевском государственном колледже искусств, несколько лет назад получили российские дипломы. На работе Елену и Леонида уважают и ценят, а вот многие бытовые проблемы они решить не могут. Хотя и вчерашние выпускники оба, и трудятся по специальности, но... молодыми специалистами не являются. А значит, не имеют и целого ряда льгот.
До того как получить высшее образование, могилевчанин Леонид Корыткин окончил училище культуры - ныне Могилевский государственный колледж искусств. Поступал в Белорусский государственный университет культуры и искусств, но не хватило баллов. Чтобы не терять год, парень подал документы в аналогичный российский вуз. Также поступила и его будущая жена Елена - уроженка города Хойники Гомельской области. Перед тем как уехать в Смоленск, они поинтересовались, как ценится на родине диплом российского образца, не будет ли проблем с трудоустройством. Их заверили: и в Беларуси, и в России дипломы союзных стран признаются.
Найти работу в Беларуси выпускникам Смоленского государственного института искусств действительно не проблема. А вот статуса "молодой специалист" белорусы с российскими дипломами у себя дома лишены.
- Как-то еще на четвертом курсе университета заглянул на каникулах в родной колледж искусств, - вспоминает Леонид. - Рассказал, что учусь в России, что распределения там нет, буду искать работу. Мне предложили вернуться в колледж уже в качестве педагога. Мол, зарплата нормальная, станешь на очередь, в течение двух лет получишь служебное жилье, возьмешь льготный кредит на потребительские нужды. И в 2007-м я вернулся. В прошлом году в колледж трудоустроилась жена. Только оказалось, что ни на служебное жилье, ни на потребительский льготный кредит мы претендовать не можем - приехали не по распределению. Наши коллеги, получившие высшее образование в Минске, уже жилье служебное получили, девушки, несколько месяцев отработавшие в областной филармонии, - тоже. Рады за них, но мы чем хуже?
Инициативные и творческие Корыткины работают с душой. Леонид, к примеру, дополнительно занимается с детьми степом. Открыл кружок, каких в стране раз, два и обчелся. Научиться красиво бить чечетку непросто, есть сложности и с приобретением специальной обуви. За "подковами" - чтобы туфли издавали характерный звук - молодой педагог ездит в Россию, к своему бывшему преподавателю Анатолию Полозенко. Не для себя старается, для своих учеников. Зарплата у педагога не бог весть какая, к тому же Лена скоро уходит в декретный отпуск. Но раз нет "статуса", то и на материальную поддержку рассчитывать не приходится.
- Да, мы учились в российском вузе, но ведь работать вернулись на родину, - рассуждает Леонид. - Хотя в Смоленске нам предлагали жилье, хорошую зарплату. Елене, пока она была студенткой, надбавку платили - "чернобыльские". Когда отучилась, предоставили бесплатный медицинский полис. Выходит, россияне в нас, молодых специалистах, больше заинтересованы, чем дома?
- Выпускник вуза и молодой специалист - понятия не равнозначные, - прокомментировал ситуацию начальник управления образования Могилевского облисполкома Леонид Смотрицкий. - Молодого специалиста, окончившего белорусский вуз и прибывшего на работу по распределению, обязаны обеспечить жильем, он имеет право на льготный кредит. Белорусы с российским дипломом, увы, таких возможностей лишены, поскольку учились за счет российского бюджета. Конечно, если они приехали работать домой, им обидно. На мой взгляд, раз уж у россиян и белорусов равные условия при поступлении в вуз, хорошо бы, чтобы были и равные права по его окончании. Толковому молодому земляку - педагогу или инженеру, получившему высшее образование в России, а первое рабочее место - в Беларуси, стартовая помощь в виде льгот не помешает. Но для того чтобы помочь ему, одного желания местных властей мало, надо что-то менять на законодательном уровне.