12.11.2009 00:09
    Поделиться

    За десять лет значительно укрепилось военно-политическое сотрудничество России и Беларуси

    Казалось бы, за несколько последних десятилетий военное противостояние супердержав отошло на задний план. Тем не менее сказать, что мир стал безопаснее, к сожалению, было бы неверно.

    На смену угрозе термоядерной войны пришли другие вызовы: международный терроризм, политический и религиозный экстремизм, транснациональная организованная преступность, производство и распространение наркотиков, торговля людьми и интеллектуальное пиратство - этот перечень можно продолжить. Что же лежит в основе подобных явлений? Как противостоять им в рамках Союзного государства? Этим вопросам был посвящен завершившийся вчера в Минске "круглый стол" на тему "Союзное государство и система международной безопасности", организованный Парламентским Собранием Союза Беларуси и России. В нем приняли участие представители верхних и нижних палат белорусского и российского парламентов, президентских администраций, министерств иностранных дел, специальных служб, ряда высших учебных заведений и НИИ двух стран.

    Они проанализировали степень вызовов и угроз, с которыми сталкиваются члены Союзного государства, адекватность предпринимаемых мер, накопленных за 10 лет, прошедших со времени подписания Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, опыт коллективного противодействия неблагоприятным обстоятельствам. Результатом оживленной двухдневной дискуссии стал итоговый документ, в котором обобщены рекомендации, предназначенные для практического использования.

    - Среди приоритетов государственных структур наших стран - защита и продвижение на международной арене интересов Союза Беларуси и России, - заявил заместитель председателя Парламентского Собрания, заместитель председателя Госдумы Александр Бабаков. - При этом возникает довольно много потенциальных угроз, самостоятельно противостоять которым невозможно. Коллективный подход выражается прежде всего в согласованных действиях в международных организациях. Это касается не только противодействия терроризму, наркотрафику, но и создания условий, при которых Беларусь и Россия будут более близки друг другу в экономической, социальной сферах. Эти интеграционные процессы в рамках Союзного государства должны быть положительным примером на всем пространстве Содружества Независимых Государств.

    Какие внешние явления представляют наибольшую опасность для граждан Беларуси и России? В числе главных эксперты назвали, к примеру, резкий рост производства наркотиков в Афганистане. К сожалению, нередко преступные дельцы пытаются организовать их доставку в Европу через Россию и Беларусь. Часть опия при этом оседает среди местных наркоманов. Только в России от пагубного пристрастия погибает в год около 70 тысяч человек, в основном молодых, отметили на "круглом столе" российские представители. Не менее опасен международный религиозный экстремизм. Пусть и стали менее острыми, но не устранены и такие "традиционные" угрозы, как расширение НАТО на восток, размещение средств ПВО у границ Союзного государства. Но и потенциал противодействия внешним вызовам накоплен серьезный. Посол России в Минске Александр Суриков перечислил в этом ряду сбалансированную и согласованную внешнеполитическую позицию двух государств, тесное сотрудничество в оборонной области, ярким примером чего стало недавнее совместное учение "Запад-2009", крупнейшее за много лет, совместную охрану воздушных границ и подписание соглашения о создании региональной системы ПВО. Все это элементы новой архитектуры безопасности, формируемой в Европе.

    - Мир изменяется достаточно быстро, - пояснил корреспонденту "СОЮЗа" заместитель председателя Парламентского Собрания, председатель Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Беларуси Сергей Маскевич. - И часто внешние процессы являются источником существенных проблем. Проводя такие встречи как нынешний "круглый стол", мы сверяем мнения о том, тем ли путем движемся. Правильные ли принимаем тактические и стратегические решения. За 10 лет наработано в плане обеспечения безопасности Союзного государства действительно много. Это позволяет сделать вывод: вопрос военно-политического сотрудничества, взаимодействия органов охраны правопорядка и специальных служб наиболее продвинут и на уровне наших государств, и на уровне таких надгосударственных структур, как Высший Госсовет, Парламентское Собрание, Совет Министров Союзного государства, его Постоянный Комитет. Но мы понимаем, что сегодня нужно двигаться дальше. А какое государство от этого сотрудничества выигрывает больше? Результат одинаково важен для России и Беларуси. Им в равной мере необходимо, чтобы граждане жили в атмосфере безопасности, спокойно строили жизнь на многие годы вперед.

    Исходя из этого парламентарии приняли по итогам "круглого стола" рекомендации, которые, как они считают, будут иметь определенное практическое значение. В первую очередь обращено внимание соответствующих государственных структур на необходимость больше работать на предотвращение опасных международных явлений. Подчеркнуто важное значение для Союзного государства участия в Организации Договора о коллективной безопасности. Предлагается разработать проект стратегии обеспечения международной безопасности Союза и привлечь к этой работе членов Парламентского Собрания. Согласованной политики требует и антинаркотическая деятельность - всего в итоговом документе около десятка столь же весомых пунктов. Судя по реакции представителей исполнительных государственных органов, участвовавших в "круглом столе", их целесообразность не вызывает сомнений.

    Поделиться