В Санкт-Петербурге нашли мраморную Гебу, предположительно работы Торвальдсена

Мраморную статую нашли в сарае Биологического научно-исследовательского института СПбГУ.

Подарок ко дню рождения

Институт находится на территории усадьбы "Сергиевка", в бывшей резиденции Максимилиана Лейхтенбергского и великой княгини Марии Николаевны.

- Еще в 1987 году, когда на территории института копали хозяйственную траншею, рабочие обнаружили в земле очаровательную женскую головку из каррарского мрамора. Долгое время я хранил этот фрагмент в надежде когда-нибудь получить хоть какие-то подходы по идентификации скульптуры, - рассказывает директор института Дмитрий Осипов. - И вот на днях, в день моего рождения, судьба преподнесла мне удивительный подарок.

Во время расчистки хозяйственных складов под многометровым слоем мусора обнаружились два больших куска мрамора - явно части скульптуры. А все три части составили целую женскую фигуру в хитоне.

Две собаки

Поиском, организацией реставрации и хранением остатков богатейшей коллекции Лейхтенбергских уже 36 лет занимается директор института Дмитрий Осипов. Хоть и называет это своим хобби. Атрибутирование находок - заслуга ведущего научного сотрудника Государственного Русского музея Ольги Кривдиной.

- В 1963 году, будучи аспирантом, я участвовал в расчистке поврежденного во время Великой Отечественной флигеля и в процессе работы вдруг увидел, что долблю отбойным молотком 305-миллиметровый снаряд. Позже мы установили, что он прилетел сюда из Кронштадта, с линкора "Марат", пробил крышу, разрушил угол, но почему-то не разорвался, - рассказывает Дмитрий Осипов. - Состояние, которое испытываешь, когда понимаешь, что под твоим отбойным молотком находится снаряд, способный сровнять с землей весь дворец, непередаваемо. Этот момент стал для меня поворотным. Я воспринял это как знак: мол, попаши еще здесь. И я стараюсь.

Судя по старым фотографиям, до 1938 года вход во дворец украшали две сторожевые собаки. Огромные псы сидели, устремив преданный взгляд на дорогу, по которой в усадьбу приезжала Мария Николаевна.

Осипов потратил много лет на поиски статуй и нашел-таки одну в Ораниенбауме - простреленную, с поврежденной шерстью и оторванным ухом. Отреставрированая собака сейчас украшает дворец Лейхтенбергских.

- Открытие этой работы мы приурочили к 80-летию института, - рассказывает Дмитрий Осипов. - Понимая, что историческая справедливость страдает, я попросил нашу сотрудницу привести своего огромного доброго ньюфаундленда, и мы его посадили по другую сторону входа. Так что гостей встречали две собаки, как и положено.

Возрождение "Венеры"

Директор института с гордостью показывает мраморный женский бюст "Весталка" работы Антонио Кановы 1820-х годов и фонтан, построенный в 1840-х годах архитектором Андреем Штакеншнейдером. Некогда возле него стояла металлическая скульптура "Наяда", но в годы войны она была разорвана взрывом снаряда. Осипову удалось найти несколько чудом сохранившихся фрагментов. Сейчас с реставраторами Русского музея обсуждается возможность изготовления экспозиции из оставшихся фрагментов "Наяды".

Но главной находкой Сергиевской усадьбы остается бронзовая "Венера, снимающая сандалию" работы скульптора Ивана Витали. В свое время этот шедевр украшал приемную Марии Николаевны.

Деформированную, всю в окиси статую извлекли из развалин дворца, пострадавшего во время бомбежки, еще в 1960 году. Скульптура серьезно пострадала: были отломаны правое плечо и левая кисть, а всю фигуру покрывали многочисленные трещины. Дмитрий Осипов, тогда еще студент, присутствовал при обнаружении "Венеры", а став директором института, задался целью восстановить шедевр. Сделать это удалось лишь десять лет назад. 275-летний юбилей университета возрожденная красавица встретила на гранитном пьедестале во дворце Лейхтенбергских. С сергиевской "Венеры" сделано уже две копии: бронзовую установили в Ольгином павильоне государственного музея-заповедника "Петергоф", еще одну - из искусственного мрамора - сотрудники института недавно передали в дар Музею истории Петербурга. Сейчас она украшает парадную лестницу Румянцевского особняка.