В Музее истории Екатеринбурга открылась выставка, которая, по словам кураторов, представляет знаменитого Виталия Воловича "как человека".
Графику заслуженного художника РФ знает едва ли не каждый: оформленные им книги, например "Малахитовая шкатулка", издавались миллионными тиражами. На выставке представлены личные вещи художника: "орудия производства" и масса фотографий.
Виталий Волович: Меня страшно смущают такие "мемориальные" движения. Накануне знакомый спрашивал меня о "мемориальном вечере в музее", но я стал упрямо настаивать, что я еще жив! В своей "тронной речи" на вернисаже я отметил, что музей истории Екатеринбурга имеет перспективы превратиться в один из самых значимых музеев как минимум Урала. Ведь именно здесь, как говорят, хранятся кандалы, которые носил Яков Свердлов, а теперь появится еще и берет, который носил Волович.
Российская газета: Ваша фотография в трехлетнем возрасте, в платьице и с кудрями до плеч, кажется мне гораздо интереснее головного убора.
Волович: Берет, между прочим, я носил 27 лет - а он все как новый. Где он только не побывал - на Памире, в Средней Азии, так что не стоит его недооценивать... А фотография эта наталкивает меня на философские размышления: кто бы мог предположить в те годы, глядя на это ангелоподобное существо, что с течением времени нос у него загнется книзу, а кудри постигнут утраты...
РГ: Да-да: "И дыбом борода" - вы сетуете буквально как Микеланджело. Первый памятник ему поставили после его смерти, а вас уже в бронзе отлили. Как известно, на главном проспекте города "установлены" вы с товарищами Брусиловским и Метелевым.
Волович: Моя скромная задача - чтобы эта скульптурная группа как можно дольше не называлась памятником. В народе эту городскую скульптуру давно называют "На троих", и всех своих гостей мы обязательно водим туда на экскурсию. Один из них как-то спросил, не боимся ли мы, что бомжи спилят бронзовые фигуры и сдадут в утиль. "Нет, нас на пушки перельют", - быстро ответил Брусиловский...
РГ: Вы гордитесь статусом почетного гражданина Екатеринбурга? Вероятно, бесплатно в трамвае ездите?
Волович: Нет, я, как всякий пенсионер, покупаю единый проездной билет. Никаких транспортных благ или прочих льгот мне не положено. Но как почетному гражданину мне каждый месяц платят по четыре тысячи рублей - просто так, ни за что. Меня это тоже страшно смущает.