Русский с китайцем наследуют Землю: в прокат вышел фильм-катастрофа Роланда Эммериха "2012"

Режиссер Роланд Эммерих мастер показывать глобальные катастрофы в кино. В знаменитом "Дне независимости" он уничтожал все главные столицы мира, в предыдущем "Послезавтра" - замораживал Землю и все живое. В новой картине "2012" Эммерих решил поджарить мир в лаве большого вулкана, в который превращается наша планета после смещения земной коры.

Первый вопрос - почему для катастрофы выбран 2012 год? Отчего так скоро? Ответ прост и незамысловат: так предсказали древние индейцы майя. Тысячелетия назад они рассчитали, что из-за сверхмощных солнечных бурь на Земле сместятся полюса, кора треснет, лава зальет всю поверхность, а гигантская океаническая волна завершит начатое и смоет остатки жизни с поверхности планеты.

Ключевые моменты катастрофы Эммерих показывает поэтапно, со смаком и в краске - так, как будто смотришь сверхдорогой и завораживающий рекламный тизер будущего мероприятия. Вот разломалось на части побережье Калифорнии, поглотив в себя дорогие машины и огромные супермаркеты. Вот нью-йоркские небоскребы пошли прахом. Завалилась Эйфелева башня. Монумент Вашингтона накрыл Белый дом. Гигантская волна смыла тибетский монастырь, а монах-наставник только и успел, что два раза пробить в набат. На то, чтобы разрушить нашу старушку-планету Эммериху потребовалось два с лишним часа времени и миллионы долларов.

Что же должен отрекламировать этот гигантский клип? Все ту же вечную тему: пока люди будут бороться друг против или за друга, человечество продолжит свое существование, даже если земля уходит из-под ног.

За человечество радеют главы государств Большой восьмерки и писатель-фантаст (Джон Кьюсак). Он и олицетворяет в кино прописную истину о том, что сопереживание делает нас людьми, в то время как главы государств заботятся лишь о спасении богатых и знаменитых. То есть преимущественно олигархов и королевских особ, способных заплатить миллиард евро за посадочное место в ковчеге. Еще политики решают захватить с собой в будущее некоторое количество шедевров, к примеру, самую известную в мире картину, уже давно ставшую брендом от культуры - "Мону Лизу" Леонардо да Винчи. Ну и каждой твари по паре, как завещал Ной.

Кто же становится новым героем-спасителем? На фоне апатичного темнокожего президента США, подвиг которого заключается в решении погибнуть вместе со своим народом, премьер-министра Италии, которого хватает лишь на то, чтобы вместе с нацией встретить смерть в молитве, героем оказывается - внимание -  президент России по фамилии Макаренко. Вот оно - новаторство Эммериха. Впервые в истории голливудского кино именно русский президент проявляет силу воли и спасает человечество.

И на одном господине Макаренко геройство русских в американском блокбастере не заканчивается. Вторым в этих святцах оказывается олигарх Юра Карпов - персонаж хоть и карикатурный, но харизматичный. Бывший боксер из Мурманска даже в полном хаосе чувствует себя хозяином мира. И, наконец, неустрашимым римским гладиатором на фоне паникующих американцев выглядит третий русский: телохранитель олигарха Карпова - Саша. Пока законопослушные янки с покорностью ягнят ждут жаркой смерти, Саша в обход всех условностей угоняет грузовой самолет (российского же производства) и перевозит своего подопечного - а заодно, так уж и быть, и американского писателя с семейством - к заветному ковчегу. Видимо, именно таким образом автор эпохальных фильмов катастроф решил отобразить средствами киноязыка "перезагрузку" российско-американских отношений.

Однако нельзя отказать ему и в геополитическом чутье - в частности, о возрастании роли КНР в условиях конца света: именно эта страна в "2012" и сооружает то самое спасательное судно, в который потом будут, очертя голову, рваться богатые тунеядцы. Даже Голливуду приходится признавать: в условиях жесткого апокалиптического цейтнота спасти мир могут только россияне, а построить высокотехнологичный ковчег - только трудящиеся Китайской Народной Республики