13.11.2009 00:30
    Поделиться

    В Москве стартовал яркий балетный проект "Короли танца"

    "Короли танца" - самый яркий и безусловный балетный проект, появившийся в обозримом прошлом на российской почве, вернулся из Америки в Москву в обновленном виде и с новым составом участников.

    Два года назад, дебютировав на сцене Большого театра, "Короли танца", без сомнения, стали главным событием отечественного балетного сезона, как за несколько месяцев до того - американского, где зародилась идея проекта и прошла его мировая премьера. Тогда продюсер Сергей Данилян придумал новую форму для набивших оскомину гала-концертов. Он выбрал четверку танцовщиков из элитного дивизиона мирового балета, с которой сделал необыкновенную программу. В ней были только номера, созданные или переделанные специально для каждого из "Королей". А еще одна балетная суперзвезда - хореограф Кристофер Уилдон был приглашен для того, чтобы поставить одноактный эксклюзив, в котором была занята вся четверка участников. В концерте не было ни одного классического па-де-де, однако публика, будь то Нью-Йорк, Москва или Новосибирск, вела себя почти как на футболе.

    Николай Цискаридзе эпатировал ее превращением из Кармен в Тореадора, врезался в память одними движениями рук Йохан Кобборг, весь свой номер практически не поднимавшийся с коленей, Анхель Корейя демонстрировал феноменальное обаяние, а Итан Стифел - тот редкий дар органичности и танцевальности, благодаря которому в его исполнении шедевром казалась даже эстрадная безделушка.

    Однако без подлинных королей их королевства долго существовать не могут. Поэтому еще в прошлом году, когда проект поехал по России и Украине, состав участников и программа были существенно обновлены, а в нынешнем королевском сезоне о первом составе напоминает лишь Николай Цискаридзе. Его же поколение представляет в нынешнем проекте кубинец Хосе Мануэль Карреньо. Остальные участники - американец Дэвид Холберг из АВТ, представляющий New York City Ballet испанец Хоакин де Лус, осевший в Мариинском театре украинец Денис Матвиенко и солист Большого Иван Васильев - пока ходят лишь в претендентах на корону. И "Короли танца" безжалостно это демонстрируют.

    Уилдоновский "For 4", ставший эмблемой "Королей", с новым составом превратился в балет для одного солиста - Дэвида Холберга, который впечатляет в этом балете редкой классической безупречностью. Но в сольном "Танце блаженных душ", поставленном английским мэтром Фредериком Аштоном тридцать лет назад для великолепного Энтони Доуэлла, он выглядел всего лишь красивой ходячей статуей. Катастрофой оказалась примерка гениального номера Леонида Якобсона "Вестрис" на Дениса Матвиенко: танцовщик, достижения которого всегда исчислялись величинами арифметическими, а не артистическими, не смог различить лицедейство и кривляние. Разочарованием обернулось и долгожданное сотрудничество Николая Цискаридзе с хореографом Борисом Эйфманом. "Падший ангел" оказался помесью цитат из былого репертуара народного артиста с ностальгией по бежаровскому "Адажиетто" на музыку Малера с его экзальтированно вскидывающимися руками, ногами и кудрями. Эффектным вышел мужской дуэт из балета Ролана Пети "Пруст" в исполнении Матвиенко и Холберга, однако он сделал практически зримым присутствие его былых исполнителей - Лорана Илера и Манюэля Легри.

    И все же "Короли танца" доказали, что имеют подлинный художественный потенциал. В этом сезоне Начо Дуато специально для него возобновил свой балет "Ремансо". В нем органично чувствовали себя и Хосе Мануэль Карреньо, и Денис Матвиенко, а Дэвид Холберг доказал, что в нынешней команде он - ближайший наследник "Королей". Швед по происхождению, американец по паспорту и француз по безукоризненной выучке в школе парижской Opera, он смог найти для балета Дуато тонкое сочетание экспрессии, ироничности, отстраненности. Благодаря этой хореографии, не позволяющей бессмысленно повисать ни одной ноте Энрике Гранадоса, проект вернулся на ту высоту, на которую ему удалось взлететь три года назад. И, судя по овациям, "Королей танца" нового созыва стоило затевать ради того, чтобы Москва хотя бы через 12 лет после премьеры наконец увидела этот 18-минутный шедевр.

    Поделиться