Новости

13.11.2009 00:30
Рубрика: Общество

Понаехали, понаоставались...

Социологи выяснили, насколько противоречивые чувства россияне испытывают к мигрантам

Все тараканы - соседские, а все беды - от приезжих. Это такие же непреложные для многих истины, как и московская привычка бить с носка и слезам не верить.

Однако даже грубая арифметика заставляет понять: десять с лишним миллионов человек, населяющих столицу, при всем желании не смогли бы произрасти из одного корня на Боровицком холме. То же касается и других крупных городов. Большинство жителей сюда в свое время явно "понаехали", а затем "понаоставались". А значит, волей-неволей коренным жителям и приезжим во все времена приходилось искать общий язык и как-то на нем разговаривать.

Получается ли это? Получится ли хоть когда-то? Ответ попытались найти ученые Института социологии РАН, представившие недавно результаты своего исследования в рамках проекта "Иммигранты в России: социальное измерение".

Ты как меня назвал?!

У обывателей свой словарь. Как выяснилось в ходе опросов, коренные жители российских городов, вопреки словарям, считают совершенно разными понятия "мигранты" и "приезжие". Первые - это иностранцы или выходцы с Северного Кавказа и постсоветских южных республик, - "черненькие, грязные", внушающие опаску и неприязнь. "Приезжие" совсем другие. Если не желанные гости, то хоть дальние родственники: они, оказывается, "светленькие, из соседних областей, на рынках картошкой торгуют"...

"Мигрантов" опрошенные встречают, по их словам, чаще всего на тех же рынках (77% респондентов), на улицах, в транспорте, в магазинах, других общественных местах - 68%. Радости от этих встреч обычно не испытывают: "Их видишь всюду. Просто надоели".

Несколько реже отмечались контакты с мигрантами, работающими продавцами в магазинах, водителями на общественном транспорте, дворниками. 65-75% респондентов сказали, что в этих сферах встречи с мигрантами редки либо не очень часты (статистика, кстати, говорит совсем о другой тенденции). Здесь мы снова имеем дело скорее с эмоциями, чем с фактами, но не будем забывать, что социологи вообще-то исследуют именно мнения людей, а не "объективную реальность". Достаточно часто "мигрантов" встречают в школах, в поликлиниках. Но вот врачами или преподавателями они, по мнению респондентов, работают редко.

Две трети респондентов полагают, что мигрантов в их населенном пункте "очень много" или "много". У страха и у неприязни глаза велики. "Их зарегистрировано 100 тысяч человек, а на самом деле их 1 миллион в Самаре", - слышали социологи в ходе своих опросов. При том что население Самары - 1,1 млн человек. Если экстраполировать результаты обследования на всю страну, то сегодня, по мнению респондентов, в РФ насчитывается около 35 миллионов мигрантов - на порядок больше, чем в действительности.

Отношение к мигрантам определяют базар и маршрутка. Добавляют свою ложку дегтя также СМИ, массовая культура, безответственные выступления отдельных публичных персон. Вмешивается и политика. Один из респондентов, например, так обосновал нежелание видеть среди соседей украинцев - "нечего на Россию бочки катить". Есть ли у его конкретных соседей эта самая бочка, он явно не разбирался.

Впрочем, к мигрантам из Молдовы или с Украины большинство россиян все-таки довольно толеранты (или, скорее, безразличны). "Раз без мигрантов не обойтись, то я за украинцев", - сказал один из опрошенных. В отношении представителей других национальностей люди настроены гораздо более неприязненно.

Не хотят, чтобы рядом с ними поселилась обычная семья приезжих из Закавказья 47% опрошенных, семья мигрантов из Средней Азии - 46% респондентов, приезжих из Юго-Восточной Азии (из Китая, Вьетнама, Кореи) - 50% опрошенных ("не нужно нам китайцев"). Доля тех, кто отнесся бы с симпатией и интересом к соседям, приехавшим с Кавказа, из Средней Азии и ЮВА, колеблется в пределах 9-11%. Пусть даже россиян, но выходцев с Северного Кавказа не желает видеть среди соседей 48% респондентов ("У меня был опыт соседей сверху, которые были очень шумными", - одно из объяснений причины).

Кстати, обыватель, как правило, не различает национальности соседа - на это способны разве что участковые милиционеры, которым это умение положено по роду профессии. Если раньше именем нарицательным стало пресловутое "лицо кавказской национальности", то сейчас в ходу собирательный образ "таджика". То есть мигранта из южной или азиатской страны, говорящего на непонятном языке, имеющего характерный облик и т.д. Для большинства россиян эти люди - все на одно лицо. И оно симпатии не вызывает. Как выразился один из респондентов, "не люблю китайцев, даже если это таджики".

Вас здесь не стояло

Мигранты - значит, чужие. Обыватели чужих не любят. В ходе опросов очень многие резко высказывались в том смысле, что Россия не нуждается ни в иммигрантах, ни в трудовых мигрантах. Такую точку зрения поддержали 45% ответивших респондентов. Лишь 17% опрошенных говорили, что "стране нужны и те, и другие мигранты", 19% полагали, что "нашей стране нужны только те мигранты, которые хотят остаться здесь жить навсегда", еще 19% - что "стране нужны только те мигранты, которые приезжают на заработки и не собираются здесь жить постоянно".

При этом 54% поддержали бы запрет принимать мигрантов на постоянное проживание в своем населенном пункте, 48% - запрет на временное проживание: "поработали и уехали. Постоянно жить - нет, не надо". Что любопытно, некоторые высказывали сразу две позиции: одну, достаточно спокойную и терпимую, - "личную", а другую, резкую и бескомпромиссную - "в интересах государства". Даже среди противников административных запретов на миграцию встречались те, чья позиция базировалась исключительно на идейных соображениях: "хоть лично я и "за", но - "нет".

Особенно распространена точка зрения, что никакие мигранты России не нужны, среди жителей тех мест, где мигрантов и нет (55% жителей придерживались подобных взглядов). Альтернативную позицию, что стране нужны и иммигранты, и трудовые мигранты, в таких городах поддержали лишь 9%, - вдвое меньше, чем среди людей, имеющих опыт контактов с мигрантами. И снова, если уж допускать приезд чужаков, то согласны скорее на "бывших наших" - постсоветских узбеков или таджиков, чем на представителей других, неведомых культур и традиций: "А то китайцы приедут".

Смогут ли эти чужие когда-нибудь стать полностью своими в российских городах? Опрошенные настроены достаточно скептично, а порой и резко негативно к такой перспективе. В образе жизни мигрантов есть особенности, с которыми местным жителям трудно примириться, - такое утверждение поддержали две трети опрошенных астраханцев и самарцев. Тезис, что местные "никогда не будут считать мигрантов своими", сочли верным 53% астраханцев и 50% самарцев. Большинство из них не посоветовало бы мигрантам переезжать на постоянное жительство в их город.

Терпение и труд

А вот сами мигранты, как это ни удивительно, настроены гораздо более спокойно. Большинство из них считает, что местное население относится к ним вполне благодушно.

"К нам относятся нормально, и мы - нормально, - говорили они социологам. - Много друзей, хорошие соседи. У меня никаких проблем".

Тем из них, кто связывает свое будущее и будущее своих детей с Россией, она, по их словам, очень нужна. По разным причинам. Важно не только то, что в их государствах жизнь беднее и сложнее в бытовом плане. Часть мигрантов тронулись в путь, потому что не хотели мириться с тем, что на их родине процветает клановость, невозможно выбиться в люди и состояться как профессионалу. Наконец, они просто хотят жить "по-европейски". Об этом говорят и их работодатели: они отмечают, что все больше мигрантов хотят не просто приехать в Россию на заработки, а постоянно жить и работать именно здесь.

Но... Разница в культуре и традициях дает о себе знать практически сразу. Часть мигрантов, особенно молодых, едут в Россию не по собственной воле, а по решению "семьи", "рода", "клана". Стремление жить "как в Европе" резко контрастирует с уже привычным для них патриархальным укладом, когда всю биографию человека изначально планируют "старшие", они же диктуют и правила поведения (иногда категорически не совместимые с теми, что приняты в российских городах). Таких мигрантов тоже год от года становится больше - для них Россия лишь источник дохода, чтобы кормить семью: "У нас на родине нет ни работы, ни таких зарплат".

Насчет зарплат мигранты тоже куда оптимистичнее и сговорчивее местных кадров. И это прекрасно понимают работодатели. Одно дело политика, другое - собственная выгода. Россияне все чаще привлекают мигрантов к работам, которые не сделаешь сам или с помощью местных работников. Масштабы использования труда мигрантов россиянами - физическими лицами впечатляют: судя по результатам исследования, не менее 3,5 млн взрослых россиян имеют опыт такого найма, в том числе около 1 млн человек - в прошлом году.

Основным преимуществом мигрантов по сравнению с местными работниками в глазах респондентов является дешевизна их труда - на это указали 87% опрошенных. Также работодатели отмечали, что мигранты "готовы работать, сколько надо" (30%), "их легче и быстрее найти" (28%), "они более дисциплинированы" (21%). Еще 17% сказали, что местные работники за такую работу не берутся: "кроме них (мигрантов) забор поставить некому". Типичный диалог участников фокус-группы: "Местных не найдешь, да и просят дороже. - Такую цену запросят, что десять раз подумаешь. - Русские строят хорошо, но до первого аванса". Один респондент резюмировал преимущества мигрантов: "И выгодно, и деваться им некуда, и не воруют".

В плюс мигрантам ставят цену работы (87% опрошенных), сроки выполнения (82%), качество (75%), честность, порядочность работников (79%), их исполнительность, обязательность, надежность (73%). Неудивительно, что большинство опрошенных в целом остались довольны работой мигрантов (лишь 17% респондентов были ею недовольны, еще 23% - "в чем-то довольны, в чем-то нет").

Вопреки расхожим представлениям респондентов устраивала квалификация и опыт работы трудовых мигрантов (недовольны только 35%). Вполне годится их уровень знания русского языка (лишь 32% сталкивались с тем, что мигранты плохо понимают русский, им трудно объяснить, что нужно сделать). Нарекания на лень, нечистоплотность, непредсказуемость или пьянство мигрантов крайне редки.

Основные работы, на которые нанимают мигрантов, - ремонт квартир, домов, дач, строительство, сельхозработы, работа в личном подсобном хозяйстве и т.д. Все чаще они занимаются уборкой, приготовлением пищи, устраиваются нянями и сиделками. Няни с Филиппин в России, в отличие от других стран, пока не востребованы. Однако рынок персональных услуг, необъятный и слабо освоенный, ждет большое будущее, а перспективы занятости в нем трудовых мигрантов весьма радужны.

Да и сейчас работу у физических лиц трудовые мигранты считают престижной. Среди выходцев из Азербайджана и Таджикистана, трудящихся в Астрахани и Самаре, 55% хотели бы работать на частных лиц, причем половина опрошенных имела подобного рода опыт (из них 85% остались им довольны).

Внутренних мигрантов, работавших у физических лиц, немного, подавляющая часть мигрантов - иностранные граждане. Преобладают выходцы из государств СНГ (Таджикистана, Узбекистана, Украины), которые доминируют и среди легально занятых. Занятые у физических лиц, из-за несовершенства законодательства они не могут получить разрешения на работу и работают нелегально. Поэтому такая деятельность так и остается в "теневой сфере". Неудивительно, что 91% респондентов-работодателей никак не оформлял свои отношения с работниками. Все строилось на устной договоренности, причем 59% отметили, что "это не было нужно ни мне, ни им".

Пустить в дом чужого человека отважится не всякий. Человека со стороны на роль прислуги или няни нанимают редко. Чаще "гастарбайтеров", хорошо себя зарекомендовавших, бережно, чуть ли не под руки, передают друг другу с соответствующими рекомендациями. Таким путем воспользовались почти половина опрошенных, однако "проверенные" работники и стоят дороже. Среди других наиболее распространенных способов поиска работников - "работали по соседству" (что также позволяет судить об их возможностях), либо "сами предлагали свои услуги".

Опыт трудовых контактов с мигрантами (и не только трудовых - каждый пятый опрошенный предоставлял мигрантам жилье, 38% - кормили их), серьезно изменяет настроения респондентов, убеждая их, что трудовые мигранты нужны России. 37% людей, имеющих опыт найма, полагают, что страна нуждается в трудовых мигрантах. 30% уверены, что России нужны и трудовые мигранты, и иммигранты, переселившиеся сюда насовсем. Еще 7% сказали, что привечать нужно только последнюю категорию. Но каждый четвертый из таких опрошенных считает, что России мигранты не нужны вообще.

Среди имеющих опыт найма почти две трети - против запрета принимать мигрантов на временное проживание. Однако благосклонность к трудовым мигрантам не распространяется на тех, кто переселяется на постоянное проживание, на их отношение к возможному соседству с мигрантами. Снова - ничего личного, "за державу болеем"... Впрочем, личный опыт иногда идет на пользу смягчению нравов: те, кто сам когда-то куда-то переезжал, гораздо меньше подвержен "мигрантофобии".

Кого боимся?

Целый ряд громких уголовных дел последнего времени показал, что мигрантам жить в наших городах очень небезопасно. Разного рода националисты при этом оправдывают свои преступления (вплоть до убийств) тем, что "хотят очистить город" и, мол, выражают "общее мнение". Нет, возражают социологи, это - ложь.

Неприязнь одно, открытая агрессия - совсем другое. Как показали опросы, общественное мнение не поддерживает насилие в отношении приезжих. А отношение к группировкам, нападающим на приезжих из Азии, с Кавказа (скинхедам и им подобным) крайне негативное. Их деятельность в той или иной мере одобряет лишь 2% респондентов. У этого меньшинства ученые попытались выяснить, в чем причины злобы. Получили в ответ скорее недовольство общественным устройством и тягу к "справедливости": "Мы не расисты, мы просто хотим, чтобы порядок был". Правда, и без расизма, особенно в среде молодежи, не обходится - в ходе дискуссий в фокус-группе молодые люди указывали на "разный цвет кожи", "физические такие разногласия".

Категорически не одобряет деятельность национал-экстремистов 71% опрошенных. "Я отношусь к скинхедам и другим подобным организациям негативно. Это настоящий расизм", "Не имеют они никакого права вести расправу, убивать людей" - типичные высказывания. Еще 9% респондентов "скорее не одобряет" их: мол, надо действовать, но "не такими способами".

Конечно, порядок наши сограждане ценят. Но не меньше им важна справедливость. На вопрос "Как вы считаете, насколько часто причиной несправедливого отношения к людям становится их национальность?" половина опрошенных ответили "часто" или "очень часто", 38% - "иногда", "редко", лишь 4% сказали "никогда". И радости в этих ответах не было.

Свои доклады социологи представили не только научному сообществу, но и постарались донести до местных и федеральных органов власти, до широкой аудитории. Есть надежда, что их выводы будут услышаны: ситуация, говорят социологи, требует не просто разовых вмешательств в "пожарном порядке" - а предотвращения таких пожаров как таковых. И это пока, увы, удается плохо.

Справка "РГ"

Исследование было выполнено сотрудниками ИС РАН и Центра этнополитических и региональных исследований в рамках проекта "Иммигранты в России: социальное измерение", поддержанным Фондом МакАртуров, на базе 17-й волны "Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения", которую провели в октябре-ноябре 2008 года ИС РАН, Исследовательский центр "Демоскоп" и ГУ-ВШЭ по общероссийской территориальной, стратифицированной, многоступенчатой вероятностной выборке. Использовались также результаты исследований ИС РАН в г. Астрахани и г. Самаре в 2008 г. (422 респондента) и 2009 г. (606 респондентов) по проектам "Анализ социальных практик, способствующих теневой занятости трудовых мигрантов" и "Анализ различий в восприятии социальной среды российских городов иноэтничными трудовыми мигрантами и принимающим населением", поддержанным Российским гуманитарным научным фондом. Наряду с результатами социологических опросов использованы материалы фокус-групп и экспертных интервью. Авторский коллектив: В.И. Мукомель (рук. проектов), И.М. Кузнецов, К.С. Григорьева.

По правам и по паспорту

Российская газета: Парадокс получается: с одной стороны, с мигрантами коренные жители городов вполне нормально могут ладить. Нанимают их на работу, здороваются при встрече в лифте. С другой - эти же самые люди выступают за самые жесткие меры по ограничению миграции, за то, чтобы "выдворить отсюда всех черных" и т.п. В чем причина?

Владимир Мукомель: Как обычно - в том, что коренится глубже, чем мы думаем. Ответы на вопросы социологов всегда "лежат на поверхности", а вот причины - глубоко внутри общества. Для людей очень важными, базовыми ценностями являются порядок, стабильность, уверенность в будущем, обеспеченность их жизни, справедливость... Приток мигрантов в свои города россияне воспринимают как нарушение сложившегося общественного порядка, и без того очень хрупкого и неустойчивого. Поэтому противодействовать такому наплыву для многих означает именно "борьбу с хаосом", восстановление статус-кво. Кроме того, сказываются и те разломы, которые существуют сейчас в обществе - между бедными и богатыми, например. Многие люди, чей статус за годы реформ снизился, а благосостояние и не думает расти, очень настороженно относятся к любым чужакам в своем ближайшем окружении (тем более если они претендуют на ту же работу или "непонятно как" обеспечили себе больший достаток). Жители городов, особенно нестоличных, чувствуют социальный дискомфорт. Общество успело "распасться на атомы", социальные сети трансформировались, отчасти перекочевав в киберпространство. Мигранты же, на взгляд обывателя, сродни выходцам из прошлого: обычно "ходят стаями", имеют достаточно прочные семейные, клановые, земляческие связи - и это тоже вызывает тревогу и зависть. Плюс раздражающее поведение - отчасти от незнания традиций, обычаев принимающего сообщества. Причин масса, итог один: "нет никакого негатива, но неприязнь все-таки есть". Но лично я вижу опасность для общества не в том, что такие настроения чреваты вспышками насилия с обеих сторон (в ближайшем будущем такое маловероятно). Тревожит именно то, что люди уже смирились с делением на "мы" и "они", а в общественных настроениях появилась отчетливая примесь ксенофобии и мигрантофобии как "нормы". Даже если люди ничего лично не имеют против мигрантов, живущих рядом, они считают себя обязанными "на публике" высказаться за то, чтобы всех приезжих из России выдворить "в интересах государства". Политизированность обыденного сознания, представления о доминировании государственных интересов над групповыми и личными - наше прошлое сказывается сегодня повсеместно...

РГ: Но мигранты тоже далеко не ангелы...

Мукомель: И все-таки представления о том, что мигранты России не нужны, превалирующие в общественном мнении, основываются не на личном опыте, а в значительной мере сконструированы социальной средой, и в первую очередь информационным пространством. Это было видно и в ходе опроса. Например, более бедные и менее образованные респонденты, с одной стороны, оказались более толерантны к мигрантам, а с другой - демонстрировали приверженность к жесткой политике в их отношении. Это явное следствие "нажима извне": прочие категории граждан не настолько внушаемы.

Да, мигранты не ангелы. Но их стремление обособиться, жить среди "своих", зафиксированное нашим исследованием, свидетельствует не столько о том, что они "не хотят" адаптироваться к принимающему сообществу. Скорее - о том, что институты социализации, адаптации и интеграции мигрантов сегодня неэффективны. И если в этой сфере так и не будет проводиться целенаправленная политика, мигранты окажутся просто обречены на "социальную исключенность", фактически - на сегрегацию от принимающего их сообщества. Это не только непозволительно с этических позиций. Растаскивание общества по этническим клеткам есть прямая угроза существованию социума, стабильности страны.

РГ: А что нового можно в этой сфере изобрести? Какие программы принять?

Мукомель: Демографические и социально-экономические проблемы, стоящие перед Россией, делают приток мигрантов неизбежным (в ближайшие 10 лет естественная убыль населения в трудоспособном возрасте составит, по прогнозу Росстата, свыше 1 млн человек в год). Привлечение мигрантов - не выбор, а необходимость. Однако массовый приток иноэтничных мигрантов станет серьезным вызовом, если не удастся обеспечить их адаптацию и интеграцию.

В российском обществе сейчас доминируют антимигрантские настроения. Большинство населения одобряет административные и иные меры, препятствующие адаптации мигрантов. Это мешает их доступу на рынки труда и жилья (то есть к тому, в чем они прежде всего нуждаются), способствует уходу "в тень", в криминальные структуры и т.п. Либерализация миграционной политики России в последние годы принесла ощутимые плоды: резко возросла численность мигрантов, пребывающих и работающих в России на законных основаниях. Но эти плоды фактически сводят на нет плохая организация, непрозрачность, коррумпированность служб, занимающихся проблемами мигрантов.

Фактически на каждом шагу (оформление документов, поиск работы, жилья и пр.) мигрантам приходится прибегать к помощи "посредников". В России сформировался своеобразный теневой рынок услуг, предоставляемых юридическими и физическими лицами, с многомиллиардными оборотами. Одни только выплаты посредникам за поиск работы и решение всех проблем с работодателем составляют ежемесячно 10-15% зарплаты мигранта.

Не спасает и наличие всех необходимых документов, особенно при встречах с работниками правоохранительных органов. Единственный, и потому вожделенный для мигранта документ - российский паспорт, дающий права на нормальное положение в обществе. Без российского гражданства мигрант уязвим со всех сторон: в отношениях с властями, с работодателем, посредником, местными жителями. Мигранты - первые, кто чувствует всегда существовавший у нас разрыв между правами гражданина и правами человека. Необходимо уменьшить этот разрыв: имеешь работу, платишь налоги, законопослушен - вот тебе разрешение на временное проживание, не отвлекай госслужащих.

Необходимы и институциональные преобразования, особенно в сфере образования, массмедиа, в судебной системе, в армии, в правоохранительных органах, и трансформация социальной среды.

"Мы такие разные, но все-таки мы вместе". К сожалению, это слоган всего лишь рекламы пива, а не общественной кампании - как должно быть, если думать о будущем страны.

Общество Соцсфера Социология Общество Соцсфера Миграция Иностранцы в России