Новости

13.11.2009 01:00
Рубрика: Власть

Президент сказал свое слово

Нам предстоит стать обществом умных, свободных и ответственных людей

Вчера президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию фактически объявил начало нового курса, направленного на преодоление всеобщей отсталости России через такую же всеобщую модернизацию. Эта модернизация берет начало на школьной скамье и заканчивается в глубинах экономической и политической моделей.

Модернизация - вещь не всегда материальная. Четкие критерии степени ее осуществления не так легко определить. Уровень жизни, конечно, отчасти является таким критерием. Но, как показали последние годы, повышение благосостояния жителей страны может случиться и без модернизации или реформирования отдельных отраслей, а исключительно за счет роста цен на энергоносители. И в нынешнем Послании Дмитрий Медведев представил собственное видение того, "как нам обустроить Россию", уйдя от нефтяной зависимости и "поработав" над собственным менталитетом.

Разговор на эту тему президент начал еще в своей статье "Россия, вперед!", которая носила общий характер и требовала детализации достижения изложенных целей после изучения откликов на статью, впрочем, иногда принимающих форму "коллективного бессознательного". И вчера президент попытался конкретизировать, какие шаги к "светлому будущему", описанному в его статье, необходимо предпринять.

Таких шагов оказалось немало - президент говорил час сорок, что для Послания необычно долго. И, судя по тексту послания, Дмитрий Медведев не увязывает напрямую успехи модернизации с либерализацией политического пространства, как ему советовали многие откликнувшиеся на текст статьи "Россия, вперед!". По крайней мере, тот набор политических шагов, который предложил президент вчера, свидетельствует, что Медведев, как и заявлял ранее, предпочитает медленное, эволюционное развитие политической системы. На сей раз оно коснется регионов, во многом, но все-таки не во всем, совпадет с прошлогодними предложениями Медведева по реформированию партийной системы на федеральном уровне. "Кальку" с предыдущего Послания делать не стали, чтобы, как выразился источник "РГ", у регионов осталось пространство для маневра. Например, не планируется вводить повсеместно семипроцентный барьер для прохождения партий в заксобрания, хотя он и существует в большинстве регионов. Но есть и такие, которые сохранили проходной балл в 5 проц., есть и один регион с четырехпроцентным барьером. И здесь федеральный центр не требует унификации.

Во-первых, президент считает необходимым ввести единые критерии установления численности депутатов в законодательных собраниях различных регионов, приведя в пример Москву, где заседает всего 35 человек, и Тыву, заксобрание которой насчитывает 162 депутата. По словам источников, число депутатов будет определяться в зависимости от численности населения региона, а разброс может составить 45-100 человек.

Во-вторых, в заксобраниях партия, набравшая 5 проц. на выборах, сможет сформировать свою фракцию.

Пусть даже это будет всего один человек. Ведь имидж партии даже на федеральном уровне, как показывает практика, делают всего несколько человек. Так что даже один - в данном случае - в поле воин. При подготовке Послания звучали и более радикальные предложения, например в 3 проц. Но все-таки остановились на 5 проц.

В-третьих, Медведев считает необязательным сбор подписей для партий, победивших в региональных выборах для участия в следующей кампании. А в перспективе - и вовсе отказаться от этой меры для всех существующих партий. Эксперты считают такой шаг вполне оправданным. Ведь фактически сбор подписей является дублированием доказательства существования партии, которая уже и так - по достаточно жестким правилам - зарегистрирована минюстом, а значит, имеет право на все действия, связанные с партийной деятельностью, в том числе и в участии в выборах. Но сразу такую меру, как сбор подписей, отменять не стали, видимо, из-за того, что решили все делать поэтапно, снизив порог необходимого числа подписей еще в прошлом году.

В-четвертых, планируется одно заседание в году в заксобраниях посвящать заслушиванию непарламентских партий.

В-пятых, как и на федеральном уровне, закрепить отчет местных правительств перед заксобраниями. А заодно и, по примеру прошлогоднего предложения Медведева, добиться в регионах равного доступа к СМИ, в том числе, видимо, и за счет возможных договоренностей с частными компаниями. "Повезло" и Госдуме с Конституционным судом, трансляции заседаний которых Медведев также предложил вести в прямом эфире. Говорят, что это для начала будет осуществлено в Интернете.

Еще несколько мер пока не существуют в готовом виде, и президент предложил над ними подумать. Речь идет о наведении порядка с досрочным голосованием и открепительными талонами. Есть разные предложения на этот счет. Например, определить предельное число открепительных талонов, исследовав статистику, сколько людей в среднем голосуют "вне дома", чтобы не получалось так, что в день выборов все или почти все прикрепленные к определенному участку для голосования странным образом отправились на отдых.

Говорил президент и о техническом оснащении равного доступа партий к выборам. Речь в первую очередь идет о КОИБах. Удовольствие это не из дешевых, но оно, как считают эксперты, того стоит. Чтобы оборудовать ими страну, потребуется 20 млрд руб., а годовое обслуживание составит 5 млрд.

Впрочем, политическую часть Послания президент озвучил в конце. Видимо, чтобы дать понять, что не политика является определяющей в модернизации России. Скорее, критическое переосмысление процессов, происходящих в России, стало главным посылом Послания. И президент предлагает сделать шаг к умной экономике с обществом умных, свободных и интеллигентных людей в государстве с умной и прагматичной внешней политикой.

Долго думать над модернизационными началами Дмитрию Медведеву не пришлось. Ранее он уже определил пять главных направлений этого процесса, поставив во главу угла энергоэффективность, ядерные и космические технологии, медицину и телекоммуникации, включая стратегические компьютерные технологии. Более того, задолго до Послания в рамках комиссии по модернизации и технологическому развитию все эти направления были подробно изучены и определены пути их подъема.

Впрочем, в понимании главы государства модернизация не может охватывать отдельные пять отраслей - она требуется всей экономике и именно под нее должны быть в ближайшие годы подстроены многие другие сферы, как, например, законодательная и налоговая.

Времени на раздумья у правительства, которому в этом Послании было роздано немало поручений, нет. Неотложность постановки всей экономики на инновационный путь развития такова, что в кратчайшие сроки от кабинета министров требуется проработать соответствующие изменения в законодательство. Только два месяца отведено на подготовку нового порядка согласования документов для начала инновационной деятельности, который должен сократить эти процессы с 1,5-2 лет до 3-4 месяцев.

Уже в первом квартале следующего года президент ждет от кабинета министров законопроект, предусматривающий создание благоприятных условий для инновационной деятельности, включая оформление пятилетнего переходного периода увеличения обязательных страховых взносов на социальное страхование и четкое определение критериев тех предприятий, кому соответствующие преференции будут предоставлены. Подробнее сказать бизнесу было нечего, потому что, как признался помощник президента Аркадий Дворкович, к Посланию полностью проработать вопрос не успели.

Вообще представители предпринимательского сообщества могли быть слегка разочарованы президентским выступлением. Не секрет, что долгие годы бизнес ждет качественного снижения налоговой нагрузки и соответствующих изменений в налоговое законодательство. Государство же в условиях финансового кризиса, отметил помощник президента, оказалось не в состоянии пойти на какие-то налоговые решения, к которым было готово до него. И пусть Дмитрий Медведев публично заявил, что дверь для других изменений в налоговой сфере не закрыта, Аркадий Дворкович считает, что раньше 2012 года - когда ожидается, что экономика окончательно оправится от кризиса, - думать об этом не стоит.

Зато приятным сюрпризом Послание стало для некоммерческих организаций, которым глава государства объявил четкую налоговую революцию. Вот этот вопрос к Посланию проработать успели до конца. Законопроект может быть внесен в Думу уже в этом году и даже до конца года принят. Будут приняты поправки к законодательству, которые затронут некоммерческие организации, занимающиеся благотворительностью. В частности, от НДС освободят услуги НКО, связанные с уходом за больными, инвалидами, детьми-сиротами.

Одним из главных системных шагов Дмитрий Медведев объявил модернизацию государственного сектора экономики, который и раньше составлял около 40 процентов, а на волне кризиса только увеличился. Правда, пока что нет четкого понимания этой оптимальной доли госсектора. Мера, как рассказали "РГ" в администрации президента, вообще появилась в Послании по настоятельной просьбе кабинета министров. Выступал за это и первый вице-премьер Игорь Шувалов, и вице-премьер Сергей Собянин. А поскольку инициатива зачастую бывает наказуема, то правительству и поручено до 2012 года завершить разработку соответствующей программы.

Первые шаги по оптимизации участия государства в экономике, вместе с тем, будут предприняты уже в следующем году. Коснется это государственных корпораций, части которых предстоит переформатирование в открытые акционерные общества с преобладающей долей государственной собственности. Этот процесс, по мнению помощника президента Аркадия Дворковича, может начаться уже в 2010 году с Внешэкономбанка, "Ростехнологий" и "Роснано". Госкорпораций "Росатом" и Агентства по страхованию вкладов это пока не коснется, как и "Олимпстроя" с Фондом содействия реформированию ЖКХ, чьи сроки существования строго ограничены соответствующими федеральными законами.

Сжатые сроки - всего полгода - правительству отведены и на работу над программой развития моногородов. Альтернатив для тех городов, где ситуация близка к критической, не так и много - либо открытие новых производств и создание рабочих мест (причем государство готово подумать о софинансировании рисков с потенциальными инвесторами), либо спасение предприятий через их перепрофилирование, либо закрытие производств с переселением людей в другие регионы.

При комиссии первого вице-премьера Игоря Шувалова по устойчивому развитию экономики будет создана специальная рабочая группа, которая поедет по критическим городам. Для каждого предстоит расписать собственный план и каждому приставят ответственного человека, который будет отвечать за его реализацию.

Говорил президент и о других проблемах, не забывая о социальных обязательствах государства, и методах их решения. Платное и бесплатное образование будет уравнено в правах, а победившие в конкурсах учебные заведения станут более самостоятельными.

Конечно, не мог Медведев обойти и тему коррупции. "Одними "посадками" проблему не решить, но сажать надо, - считает он. - Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества". На это направлены законы, которые вступят в действие в следующем году. Планируется также создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции.

Вспомнил глава государства о наших правоохранительных органах, которые критикуют только сами их сотрудники, да и то в последнее время и их ряды в этом смысле далеки от стройности. Призвав очищать ряды милиции и спецслужб от недостойных и заниматься внутренними расследованиями, Медведев вместе с тем напомнил, что не все там недостойные. "Большинство сотрудников правоохранительных органов - это честные люди, - заявил он. - Они трудятся на передовой линии борьбы с преступностью, защищают основы конституционного строя, и мы обязаны повысить уровень их материального обеспечения. Общество должно с уважением относиться к их работе". Но и проверять их не мешало бы. Все сотрудники милиции и спецслужб будут предоставлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своих семей.

Отдельного внимания удостоилась и тема Кавказа. "Очевидно, что истоки многих проблем прежде всего в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив. Скажем откровенно, уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен", - заметил он.

Денег выделяется много, но расходуются они неэффективно. "Более того, часть средств почти открыто разворовывается чиновниками. И это в то время, когда безработица и, как следствие, массовая бедность достигли на Кавказе чрезвычайных масштабов... Вывод очевиден: для успешного решения проблем региона необходимы дополнительные меры", - сообщил Медведев. В частности, инвестиции и предпринимательство.

Правительство до 1 января 2010 года должно будет ввести критерии эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по проблемам Северного Кавказа. "И должен быть человек, лично ответственный за положение дел в этом регионе... Такой человек появится", - не стал пока раскрывать карты глава государства. По данным "РГ", статус предстоящего назначенца пока не ясен, поскольку по-хорошему, этот человек должен иметь двойное подчинение: и правительству, и Кремлю.

Медведев говорил еще о многом. И о цифровых технологиях, и о задачах для армии, и о полетах на другую планету, и о необходимости сократить не только число госкорпораций, но и часовых поясов в России - для удобства сосуществования различных регионов и столицы. Пожалуй, единственное, о чем не стал упоминать президент из тех тем, которые сейчас обсуждаются, - о том, как он относится к смертной казни.

комментарии экспертов

Глава государства назвал приоритетные направления политической стратегии развития страны.

"РГ" выяснила у ведущих политологов и экспертов их впечатления.

Глеб Павловский, Фонд эффективной политики:

- Медведев чрезмерно детально перечислил задачи движения по каждым направлениям построения инновационной экономики. Правда, в таких политических вещах всегда выдвигается что-то на первый план. Так вот Медведев выдвинул, не как полагали многие, столичные проблемы и дискуссии, а разрыв в нашей политической системе, между центром и регионами, федеральными и региональными выборами. Он уделил внимание новациям в региональных избирательных процедурах. И поэтому нынешнее Послание - это послание далеко от Москвы. Президент подчеркивает, что в модернизации, которая воспринимается как благодеяние, ниспосылаемое из центра регионам, нуждается вся Россия.

Только в Москве кажется, что основная часть Послания - политическая. Но основная часть состоит в конкретном перечне мероприятий модернизации. В Москве привыкли, что главное - это политика, причем в узком смысле слова - острые политические заявления, острые шаги. И это самое простое - президенту ничего не стоит сегодня-завтра подписать десять-двадцать указов, чтобы поменять политическую систему. В Послании политика поставлена как бы на место - она здесь выступает как служанка модернизации страны, а не как командир.

Задача спасения решена, теперь сформулирована задача развития. Последняя, кстати, может быть труднее, чем первая. Наступает медведевское десятилетие. Почему бы ему не поверить? Во всяком случае ему можно сделать кредит - он провел за год страну через войну на Кавказе, кризис провел в целом с успехом и теперь не прячет концы в воду, а говорит, что наша экономика ни к черту не годится. Это честный разговор.

Дмитрий Орлов, Агентство политических и экономических коммуникаций:

- Послание Медведева инструментально и детально, как, впрочем, это было и в предыдущий раз. Такой формат предполагает, что будут разработаны конкретные решения. Очевиден социальный подтекст - обращение к разным социальным группам, которые могут стать коалицией в поддежку программы модернизации. Президент делает ставку на прагматизм - во внешней политике, в модернизации, когда говорит о ее ненасильственном характере, в реформировании политической системы теперь уже на региональном уровне.

Он прагматик, который работает с реальными институтами, имеющими достоинства и недостатки, которые можно реформировать с учетом имеющихся возможностей и ограничений. Он детально сказал об образовании, развитии информационных технологий и инфраструктуры, политической реформе в регионах. И эти меры с высокой степенью вероятности будут реализованы. Сегодняшняя повестка дня - модернизация, она была заявлена в статье "Россия, вперед!", она подтверждена в Послании.

Дмитрий Орешкин, независимый политолог:

- Медведеву придется преодолеть сопротивление контрэлит, которые сидят на сырьевой игле. Потому что освобождение от нефтегазовой зависимости может решить их привилегированных позиций, создаст им конкуренцию - и экономическую, и социальную, и политическую. Одно дело - президентские слова, другое дело - повседневная практика. Вот практика заключается в том, что ему будут смотреть в глаза, вилять хвостом и облизывать руки, а все равно делать все в своих интересах - это называется бюрократический саботаж. Президент об этом сказал весьма вежливо. По сути, это Послание формирует медведевскую повестку дня, которая заключается в новой внешней политике, новой экономической политике, новой политике в отношении неправительственных организаций, партий, выборов. Но все это делается очень аккуратно, вежливо, нерезко.

Алексей Макаркин, Центр политических технологий:

- Дмитрий Медведев постарался нарисовать образ той России, которую он хотел бы видеть, - России современной, высокотехнологичной, инновационной, России с современным образованием, современной наукой. Президент прекрасно понимает, что та Россия, которая сейчас, она не конкурентоспособна с ведущими западными странами. И если ничего не делать, то разрыв будет увеличиваться. Много говорится о сырьевой игле, сырьевом тупике. Только серьезная модернизация может сделать Россию одной из передовых стран.

Проблемы в том, как это Послание Медведева воспримет общество, получит ли президент его поддержку. Ведь элиты и без того хорошо живут в сырьевой России, а в обществе высок уровень скептицизма, цинизма, представления о том, что все равно ничего не удастся сделать. Большая системная проблема - коррупция серьезно подрывает эффективность экономических решений, доверие к власти.

Андрей Воробьев, глава ЦИК "Единой России":

- Позиция президента, высказанная в Послании, это фактически партийная реформа, которая касается не только федерального, но и региональных парламентов, и уровня органов власти местного самоуправления. Это безусловно важно, особенно потому, что он дает ясный четкий сигнал на демократизацию. Да, действительно, даются преференции малым партиям, но "Единая Россия" предпочитает через конкуренцию идти к успеху, у нас в стране многопартийность и сегодня мы в этом лишний раз убедились. Не менее важно, чтобы политические партии чувствовали ответственность и не забывали, что мы все должны работать над созиданием.

Что касается предложения об унификации числа депутатов в региональных парламентах, то, конечно, надо внимательно подойти к этой проблеме: посмотреть размер субъекта Федерации и количество депутатов и привести в соответствие. Конечно, очень важные идеи были высказаны президентом по досрочному голосованию, открепительным талонам, совершенствованию системы подсчета голосов через КОИБы: во-первых, это сокращает сроки подсчета голосов по итогам голосования и, во-вторых, сделает итоги более прозрачными.

Вадим Соловьев, секретарь ЦК КПРФ:

- Это не новая реформа, это продолжение тех шагов, которые президент озвучил в своем прошлогоднем Послании, укрепляя позиции партий в жизни общества. Они выглядят очень убедительно и демократично, но с моей точки зрения нужно более решительно действовать.

Наши депутаты во многих региональных собраниях не имеют не только зарплаты, но даже места работы и ничем абсолютно не обеспечены. Получается, что, несмотря на требования закона, существуют две категории депутатов: одни от партии власти, а другие от оппозиции.

Николай Левичев, руководитель фракции "Справедливой России":

- Конечно, было приятно почувствовать, что общение президента с представителями оппозиционных партий не пропали втуне. Многие наши предложения уже нашли отражение в качестве принятых президентом решений - в частности, представительство в региональных парламентах. И я все же надеюсь, что не Туву надо приводить к параметрам Москвы, а Москву - к параметрам Тувы по части представительства.

Сергей Митрохин, председатель партии "Яблоко":

- Когда слушали, была радость, а когда стали анализировать, появилось разочарование. Президент считает, что задача по фактическому снижению барьера уже выполнена. И еще очень неприятная вещь, когда он сказал, что обеспечено равное освещение партий в СМИ, даже не добавил, что речь идет только о парламентских партиях. Отмена подписей - это хорошо, это мы поддерживаем, но опять же прозвучало, что это произойдет в некоторой перспективе и сколько ждать? Жесткая оценка бандитам на Северном Кавказе, и совершенно справедливо, была дана, а фальсификаторам на выборах, которые тоже подрывают основы государственного строя и положения Конституции - нет.

Игорь Лебедев, руководитель фракции ЛДПР:

- Волнующий партию ЛДПР вопрос, окончательного ответа на который президент не дал - законодательно закрепленное голосование на всех выборах исключительно по пропорциональной системе. Чем раньше это решение будет принято, тем будет лучше для развития и политической системы страны, и государства в целом.

Очень хорошо, что изменения в избирательном законодательстве коснутся регионов и законы, принятые для исполнения на федеральном уровне - порядок формирования фракций, правила освещения деятельности партий в СМИ - будут приняты для работы региональных парламентов.

Леонид Гозман, сопредседатель "Правого дела":

- Вот он сказал, что партии, представленные в региональных парламентах, не должны собирать подписи на региональных выборах - замечательный шаг, абсолютно правильно, но почему те партии, которые не представлены, должны собирать подписи? Я считаю, что также пора снижать барьер - до 3% максимум! Темпы реформирования демократической системы очевидно отстают от им же поставленных задач модернизации страны.

Власть Работа власти Внутренняя политика Послание президента Федеральному Собранию 2009 года РГ-Фото Фото дня