Что мы знаем о детях-сиротах? Большинству из нас их жаль, но не более того, своих бы родных прокормить и вырастить. Более сердобольные и социально ответственные везут в детские дома вещи, игрушки, компьютеры и думают, что так они облегчают детям жизнь и делают их счастливее.
Но так ли это на самом деле? Чего в действительности не хватает детям, оставшимся без попечения родителей?
- Дети-сироты живут в социальных учреждениях на постоянном обеспечении государства, они привыкли, что им все достается даром, - рассказывает заведующая Научно-исследовательским центром консервации и реставрации документов Российской государственной библиотеки, а в свободное время председатель межрегиональной общественной организации помощи детям и подросткам "Добрая планета" Ольга Перминова. - Насколько хорошо государство заботится о детях - отдельный вопрос, но нужды многих детских домов, приютов и интернатов в общественном сознании сильно искажены. Чего на самом деле не хватает этим детям - так это общения.
Ольга Ивановна обращает внимание на то, что эти дети не знают многих элементарных вещей. Они не подозревают, что борщ можно варить в кастрюле и самим туда резать овощи, потому что видят большие котлы, из которых разливают уже готовый суп.
- Но самое настораживающее, - продолжает Ольга Перминова, - что дети не знают стоимости денег. Когда мы приезжаем к ним в гости, они могут спокойно попросить положить им деньги на телефон. Я спрашиваю, а почему я должна это делать. Посмотри, у тебя есть брюки, курточка, свитер, шапочка. Давай посчитаем, сколько это стоит. Навскидку - 12 тысяч рублей. Тебе эти деньги дарит государство. А я должна их заработать. А у тебя есть еще стипендия 200 рублей, из которых 100 ты можешь положить на телефон, чтобы отправить мне эсэмэс, чтобы я могла тебе позвонить. На вопрос, сколько бы ты хотел зарабатывать, такой ребенок отвечает: 5 тысяч рублей. Но рассказать, что на эти деньги он сможет себе позволить, он не в состоянии.
Еще одна серьезная проблема, с которой постоянно сталкиваются члены организации "Доброй планеты", состоит в том, что дети не знают своих прав.
- Педагоги, воспитатели в детских домах, конечно, рассказывают об этом детям, но не так, как бы это сделали мама и папа, - объясняет Ольга Перминова. - Мы отчасти берем на себя функцию "родителей выходного дня" и стараемся делать с детьми то, что обычно делают родители со своими чадами дома: играем, готовим, убираемся, клеим обои и красим стены, ставим спектакли и осваиваем компьютеры. Нас часто упрекают в том, что не все мы профессионалы - педагоги или психологи, а беремся за такую сложную работу. Но мы не стремимся заменить профессиональных педагогов, наоборот, мы всегда рады присутствию воспитателя и готовы прислушиваться к его советам.
В последнее время быть волонтером стало даже модно. Но многие ошибочно полагают, что, придя раз в детский дом, поиграв часок с ребенком, они сделали доброе дело и могут со спокойной совестью уйти.
- Это скорее ранит детей, чем приносит им пользу, - объясняет Ольга Перминова. - Работа волонтера должна быть системной и постоянной, только тогда дети начнут ему верить и начнут развиваться.
Те, кто постоянно ездит в детские дома, всегда предупреждают новичков, чтобы они, поддавшись первым эмоциям, никогда не обещали детям приехать снова, если они не уверены, что смогут выполнить свое обещание. Пообещав, вы даете ребенку надежду, он будет вас ждать, и если вы не приедете, это будет очередное предательство и разочарование в его жизни. А для этих детей особенно важна вера во взрослых людей и надежда на то, что кто-то может их любить просто так. Пока же большинство людей при слове "сирота" представляют себе Богом забытого ребенка, вечно плачущего и запущенного. Ольга Перминова уверена, когда общество поменяет представление об этих детях, а сами дети перестанут бояться этого общества, их начнут забирать в семьи.
- Сегодня родители не готовы брать детей-детдомовцев, - рассказывает она. - Они думают, что, взяв ребенка, делают благое дело, и он просто обязан быть им всю жизнь благодарным. Но дети все разные, многие помнят еще родную маму, которая их бросила. Отсюда агрессия, с которой не все новые родители могут справиться, и возвращают детей обратно.
"Добрая планета" - не единственная организация в стране, помогающая детям. Но проблема в том, что не все люди, желающие делать добро, знают, как это делать. Большинство организаций или добровольческих групп останавливаются на материальной помощи детским социальным учреждениям. Однако, начиная свою деятельность, они не всегда в полной мере осознают ответственность за форму передачи пожертвований. Известны случаи, когда собранное жертвователями имущество, например компьютерная техника или мебель, одежда или телевизоры, директоры учреждений не имеют возможности поставить на баланс, потому что переданы они без соответствующих документов.
- Помощь общества востребована в это нелегкое время в любом виде, но помогать надо юридически грамотно, - призывает Ольга Перминова, - хотя это и непросто. Если государство рассчитывает на помощь добровольчества, тогда и политика помощи добровольческим организациям должна быть на другом уровне. Чтобы пробиться в детское учреждение, нужно пройти несколько кругов "ада". Я работаю в Ленинке, поэтому мне проще пробиться к нужному чиновнику, простым людям это сделать гораздо сложнее. Я обращаюсь к чиновникам и законодателям: прежде чем принимать какие-то решения в интересах таких детей, спросите у нас, у тех, кто помогает им безвозмездно в свободное от работы время, мы напрямую общаемся с детьми и знаем реальное положение вещей. Я обращаюсь к людям доброй воли, к тем, в ком есть добро и любовь, приходите к нам в команду, и мы поедем к детям-сиротам, вместе мы сможем изменить их мир уже сегодня.